Длина первого участка такой электродороги пока всего 2 километра. Но лиха беда начало. В шведском минтрансе уверены: этот пример подтвердит прогнозы экспертов о том, что к 2030 году транспортный сектор страны сможет отказаться от использования ископаемого топлива. Экологические выгоды налицо: ни шума, ни выхлопов. Аналогичный эксперимент с электродорогой готовится в американской Калифорнии. Планируется, что там его запустят в будущем году.
Бельгия среди прочего давно известна своими сплошь освещаемыми в темное время суток дорогами. Будь то транзитная магистраль или лесной тракт. А посещающим столицу туристам неизменно старается продемонстрировать одну из самых величественных достопримечательностей — Атомиум. Стометровое сооружение, выполненное в виде молекулы железа, увеличенной в 165 миллиардов раз. И своим внешним видом, и расположенной внутри выставкой брюссельская молекула символизирует мирное использование атомной энергии в стране. И ее просто захватывающие дух перспективы.
Мировым лидером по установленной мощности своих АЭС являются США, а по доле в общей выработке — Франция (77 процентов среди всей произведенной в стране энергии). Все в той же Бельгии более половины всей электроэнергии страны вырабатывается на АЭС. За их сохранение выступают 58 процентов жителей королевства. Опасения у людей имеются, но совсем не те, на которые рассчитывают противники мирного атома: люди боятся, что закрытие атомных станций и переход на газ и уголь неизбежно приведут к удорожанию коммунальных услуг. И к потере тысяч высокооплачиваемых рабочих мест.
В крошечной Бельгии исправно работают семь ядерных реакторов. Самые освещенные города мира — Лас-Вегас, Нью-Йорк, Париж, Москва, Токио и Мехико — расположены в странах, активно развивающих атомную энергетику
Все это — лучший ответ скептикам, все еще рассуждающим о целесообразности строительства атомной электростанции в нашей стране. Сегодня у нас разрабатывается программа развития электромобилей. Председатель Островецкого райисполкома Адам Ковалько сообщил:
— Только непосредственно на сооружении АЭС задействовано более 30 организаций, в том числе 22 белорусские — это более 5 тысяч рабочих мест. Параллельно создается жилищная и социальная инфраструктура для строителей и специалистов, в Островце за последние 2—3 года выросли новые жилые микрорайоны с развитой инфраструктурой. Ни один строитель или специалист не живет в вагончике, проживание организовано в благоустроенных квартирах.
Внедрение новых высокоэффективных мощностей даже до появления АЭС позволило нам сократить импорт электроэнергии с 7,9 млрд кВт/ч в 2012 году до 2,8 млрд кВт/ч в году минувшем. Министр энергетики Владимир Потупчик расставляет в этом вопросе все точки над “и”:
— Энергосистема может покупать электроэнергию за пределами страны исходя из экономической целесообразности. Подчеркну, что отказ от импорта — это не самоцель. Но с вводом АЭС экспортный потенциал Беларуси, несомненно, возрастет. Однако возможность экспорта — это вопрос как минимум двусторонних отношений.
Еще один позитивный фактор называет заведующий отделом Белорусского теплоэнергетического института Андрей Молочко:
— Наверное, людям знакома проблема ночного избытка, когда энергии выделяется слишком много. Электротранспорт может сгладить ситуацию.
Для интеграции Белорусской АЭС в энергосистему в первую очередь нужно увеличить потребление электроэнергии в отраслях экономики и населением и выровнять суточный график потребления. В наши дни Национальная академия наук занимается научно-исследовательской работой, которая поможет определить возможности для этого. И экономически обоснованные результаты этой работы будут представлены в виде конкретных предложений в Правительство.
Кроме того, обнародован проект программы развития зарядной инфраструктуры и электромобильного транспорта. В следующем году в эксплуатацию будет введено 87 мест для зарядки электрокаров, а к 2025 году планируется построить в стране 262 зарядные станции. В проекте говорится и о стимулах для граждан отказаться от двигателей внутреннего сгорания в пользу электромоторов. По оптимистичной оценке экспертов, к концу нынешнего десятилетия на наших дорогах будет около 10 тысяч электромобилей, а к 2025-му — втрое больше.
Еще целый ряд не менее глобальных сфер применения “избыточной” энергии назвал заместитель Премьер-министра Владимир Семашко:
— Есть программа дальнейшей электрификации Белорусской железной дороги. Городской транспорт делает ставку на электробусы. Рассматривается вопрос об электрификации (вместо более затратной газификации) неперспективных деревень в чернобыльской зоне.