Плутон нам боле не “родня”

Итак, у Земли на одного “брата” стало меньше. Высокое собрание астрономов “разжаловало” Плутон. Чем же “провинилась” самая далекая — девятая — планета Солнечной системы?

Плутон открыли последним (в 1930 году его “узрел” американский астроном Клайд Томбо). Он находится приблизительно в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля, и делает один оборот вокруг нашего дневного светила за 247 лет.
Это была самая маленькая из всех “больших” планет и по размерам, и по массе. И самая холодная — температура на Плутоне может опускаться до минус 240 градусов! Впрочем, иногда там все-таки наступает “лето”, и на поверхности (скальные породы, метановый лед) становится теплее — до минус 210 градусов по Цельсию. Это объясняется тем, что Плутон имеет очень вытянутую орбиту и, еще называясь планетой, мог в определенный период даже “оспорить” свой порядковый номер, поскольку с 1979 по 1999 год он был ближе к Солнцу, чем Нептун.
Характеристики Плутона уже давно “не нравились” многим астрономам, которые предлагали считать его не “большой”, а “малой” планетой, точнее, планетоидом или объектом “пояса Койпера” — одним из ледяных астероидов, существование которых на окраинах Солнечной системы предсказал американец Джеральд Койпер. И его догадки блестяще подтвердились: на начало 2006 года были открыты 11 таких объектов. В том числе Варун, Иксион, Квавар, Седна. Не называть же их десятой, одиннадцатой, двенадцатой и так далее планетами, как это пытались делать некоторые СМИ. А, например, Зена (ее диаметр около 2800 километров) оказалась даже больше Плутона.
Не спасло “бога подземного царства и царства мертвых” и открытие у Плутона сначала одного крупного (Харон), а затем еще двух спутников. Ну и что, сказали астрономы, а у Меркурия и Венеры, которые относятся к “большим” планетам, вообще нет спутников, у Земли — один, у Марса — два маленьких... Зато известны астероиды со спутниками.
Больше всех, надо полагать, переживают американцы. Ведь это они открыли Плутон, это они недавно запустили к нему космический аппарат New Horizons (“Новые горизонты”), который впервые должен был исследовать самую далекую планету и ее спутники. Сами “виноваты” — ведь это их космические телескопы открыли новый тип небесных тел, к которым теперь принадлежит и Плутон.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter