Беларусь становится оплотом сохранения чистоты, семейных традиций, человечности

Площадка миролюбия

У православных верующих начинается самый сложный, но в то же время самый одухотворенный период церковного года — Великий пост. Весна души. Природа и сама церковь предлагают сбросить с себя груз грехов и страстей, как деревья прошлогодний снег. Подтянуть пояса, свои желания, амбиции. Если не сейчас, то когда?

Кабинет митрополита Филарета.
Фото БЕЛТА

Миссия православия

Древнегреческий термин «метанойя» лучше всего подходит к определению этого времени. Но ведь этот духовный опыт должен пережить не только каждый отдельный прихожанин. Через метанойю должна пройти и церковь во всей своей полноте. Что мы видим? Центры мировых религий — в огне, церковный авторитет снижается, за 2 тысячи лет в исконной зоне ответственности христианства никогда еще не было такого падения нравов. От всех этих мировых проблем нельзя отделиться ни пограничными столбами, ни церковной оградой. Тем более когда центры управления всеми конфессиями находятся за пределами страны, а религию открыто превращают в слугу политики.  

Но при всех испытаниях, далеких и близких, открытых и глубинных, Беларусь остается площадкой миролюбивого религиозного общежития.

В европейской традиции именно христианство было залогом формирования государства. А истоки многих атрибутов светской власти — из библейского родника. Как пример полоцкая София — символ величия и независимости того времени. А еще София — это мудрость. Мудрость — тоже черта исторических лидеров нашей земли. Например, Евфросиния Полоцкая — известный и признанный миротворец. Такая же миссия и у православия в Беларуси.

В непростых условиях противостояния между, условно говоря, русским миром и западной цивилизацией и с учетом геополитического положения нашей страны гармоничные отношения, а порой семейные, между верующими разных конфессий позволяют говорить о новом явлении — белорусском мире. Когда между собой перезваниваются колокола православного кафедрального собора и костела Девы Марии на Немиге.

Православие — не только основополагающая религия формирования белорусского этноса и нашей государственности, но это и библейский жезл Аарона, на который опирается этноконфессиональный мир нашей страны. При подавляющем большинстве православные не диктуют свою волю, а лишь протягивают раскрытую ладонь к рукопожатию католикам, иудеям, мусульманам. Поэтому доверие и ожидания у властей от Белорусского экзархата большие. Поэтому ведется постоянный и открытый диалог. Встреча ­­Президента Беларуси с Синодом стала фрагментом этой синергии.

Симфония отношений

Симфония — это принцип отношений между властью и церковью времен расцвета Византии. В этом звучании состояние согласия, гармонии, взаимопонимания и дополнения. Настроить такое звучание удалось двум патриархам белорусской действительности — ­Александру ­­Лукашенко и почившему митрополиту Филарету. Сначала исторические личности вместе работали в Овальном зале, а затем оба засевали ниву государственного становления нынешней Беларуси. ­­Президент с любовью относился к владыке и с благодарностью хранит память о первом Экзархе независимой Беларуси. Очевидцы с умилением вспоминают даже не разговоры, а теплые беседы политика и святителя.

У нынешнего Экзарха задача сохранить высокие ноты этой симфонии. Особенно сейчас, в непростое время перемен. Власть готова. Первый всегда демонстрирует свою поддержку: на главные праздники всегда рядом с прихожанами. Обид у других конфессий не должно возникать. Куда приглашают — туда и идет. Но в ментальном и цивилизационном плане мы идем византийской дорогой.

Александр ­­Лукашенко и владыка Филарет — это совсем разные характеры и судьбы. Но их объединяло, говоря церковным словом, соработничество на благо белорусского народа и отношение к глубинному обществу — трудолюбивому, спокойному и не заносчивому.

Голос церкви

В нашей стране 36 монастырей и почти 1900 храмов. Многие центры христианства являются объектами исторического наследия, и государство вкладывается в их развитие. А по личной инициативе ­­Президента производятся доплаты преподавателям и семинаристам духовных школ. Но современные богословы ориентируют, что времена прорабов в церкви прошли. Теперь нужны сугубо пастыри. Храм не в бревнах, а в ребрах. Надо идти к людям. В годы гонений святители доходили до сердец людей в кирзовых сапогах, а сейчас, в годы благолепия…

В стране воссоздан совет по нравственности, священники идут в больницы и тюрьмы. Но лучше, когда к Богу и правильным ориентирам люди приходят в школах и университетах. Глава государства, обращаясь к иерархам, снова повторяет важную мысль: за формализмом надо не потерять человека.

Встреча стала откровенным и честным разговором. В целом, а сейчас тем более, у государства и церкви общие задачи. И ответственность. Цель церкви как общественного института — сохранение традиций, культуры, нравственности, основ и скреп общества. Это оплот настоящих смыслов. В итоге — и нашего государства в эпоху, когда Беларусь становится смыслом сохранения чистоты, семейных традиций, человечности.

Сфера борьбы, а не услуг

­­Президент лапидарно и интеллигентно озвучил главные угрозы всему человечеству, нашему государству, семье и каждому отдельному человеку. Чайлдфри, квир-люди — даже через определения навязывают обществу инфернальную толерантность, и вместо живого слова — плен цифрой. У этих явлений даже есть обоснование. Мол, под новый экономический уклад меняют религию и вообще стиль жизни людей. Популяцию сокращают, разум кодируют цифрой. Такие цели глобалистов — это угроза существованию и государства, и церкви.

Принцип известен: разделяй и властвуй. Содомская философия сначала испепеляет сознание, а затем разрушает государство и общество, семью. Да, эти угрозы не такие видимые, как вопросы безопасности, не такие ощутимые, как санкции. Но их опасность — в скрытом влиянии на общество. Ориентиры задает меньшинство, которое стремится управлять не только человеческим телом, но и разумом и даже сердцем.

Именно церковь как страж библейских традиций должна была бить во все колокола, предупреждать светские власти: грядет опасность. Но с этим в Синод пришел Глава государства. 

И критики нашей модели развития либо не понимают, либо сознательно не замечают ту глобальную миссию, которую несет наш ­­Президент. Теперь Беларусь — целая вертикаль смыслов. Чтобы сохранить это, порой надо бить в набат. Но нет, вместо этого некоторые бунтари в рясах колоколами встречали невероятные марши заблудших. А ведь шлейфом за мятежниками всегда тянутся гендерная философия, пагубное язычество и новые нормальности.

Церковь — это не локация по оказанию религиозных услуг. Это поле битвы за человеческое сердце. Эта битва приобрела весьма видимые линии. Симфония между властью и церковью — звучит!


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter