Актер широчайшего диапазона, не имевший званий, но снискавший любовь зрителей и коллег, перфекционист и пересмешник — Олег Даль еще при жизни стал легендой, хотя ушел от нас всего в 39 лет. Непростительно мало! Тем не менее трудно найти в советском кино и театре личность более неординарную, яркую и спорную. Пожалуй, только Высоцкий и еще несколько личностей нестандартного калибра могут сравниться с ним по магнетизму, разнообразию сыгранных ролей. Интерес к нему не проходит и спустя годы. 25 мая мы отметим 80-летие со дня его рождения.
Я в синий троллейбус сажусь на ходу…
Как это часто бывает, первые роли Даля не выдавали в нем будущую звезду, сложного, глубокого актера. Это было типичное оттепельное кино с мальчиками-романтиками, как в фильме Александра Зархи «Мой младший брат». Они едут в поисках себя на балтийский берег, впервые сталкиваются с нравственными и профессиональными проблемами. Или в центре повествования оказывалась энергичная заводская молодежь южного приморского города, как в фильме Исидора Анненского «Первый троллейбус». Даль ничем не выделялся на общем фоне актерских ансамблей этих картин, где блистали Александр Збруев, Олег Ефремов, Андрей Миронов, Нина Дорошина, Александр Демьяненко и другие. Ему, наверное, повезло со временем, с единомышленниками, со своим поколением, неотъемлемой частью которого он был.Начало 1960-х — «прекрасная эпоха», по выражению Бродского, подарившая советской культуре немало творческих открытий в театре, прозе и литературе. После окончания Высшего театрального училища имени М. Щепкина Даль попал в труппу набиравшего популярность театра «Современник», который превращался во флагман новой театральной эстетики, появившейся в противовес консервативной мхатовской традиции.
В «Современнике» Даль пять лет играл роли второго плана, что для молодого актера, в принципе, нормально. И вдруг прогремел в роли Васька Пепла в драме «На дне» в постановке Галины Волчек. Не скупились на похвалы коллеги — сама Волчек, Михаил Козаков, Константин Райкин. Однако у Даля было свое понимание не только театра, но и всего искусства. Свою профессию он воспринимал только как миссию и служение и был редким максималистом. «Во всем мне хочется дойти до самой сути», — это как раз про него. Обладая неусидчивым и мятежным характером, но ни с кем конкретно не ссорясь и не выясняя отношений, он покинул «Современник» просто потому, что у него были другие взгляды на искусство.
Капли датского короля
В 1971—1972 годах Даль работал в труппе Ленинградского драматического театра имени Ленинского комсомола. В 1971-м его пригласил во МХАТ Олег Ефремов и даже начал репетиции. 1973—1974 годы стали для Даля весьма плодотворными.Тем временем и в кино появлялись яркие роли. В частности, в картине «Строится мост», в которой «Современник» той поры снялся почти всем составом. В героической трагикомедии Владимира Мотыля и Булата Окуджавы «Женя, Женечка и «Катюша», новаторский язык которой киноначальство, увы, не оценило. А ведь роль Жени Колышкина — одна из лучших ролей Олега Даля. Лента Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика» подарила ему роль обаятельного стрелка-радиста Жени Соболевского.
Вообще, с кино Далю везло: «Горожане», «Не может быть!», «Военные сороковые», «Вариант «Омега»… А выдающаяся роль Шута в «Короле Лире» Григория Козинцева! Совсем другого — дружелюбного и улыбчивого — мы видим Даля в «Старой, старой сказке» и «Тени». А вот роль в «Земле Санникова» артист не любил и постоянно скандалил на съемках, обвиняя режиссеров Альберта Мкртчяна и Леонида Попова в непрофессионализме. Сыграл с Владимиром Высоцким в драме «Плохой хороший человек» Иосифа Хейфеца. К нему же в мастерскую в 1975 году поступил на режиссерские курсы ВГИКа, но не окончил их.
Собираясь на «Утиную охоту»
В 1975 году Анатолий Эфрос предложил Далю главную роль в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». Олег Иванович обожал Лермонтова и преклонялся перед его талантом. В 1977-м по приглашению Эфроса Даль пришел в Театр на Малой Бронной, где служил до 1978 года, и сыграл несколько ролей. Тогда же снялся у него в драме «В четверг и больше никогда» по сценарию Андрея Битова. Странная и болезненная картина о том, как неплохой и незлобный парень Сергей приносит всем только несчастья, напоминала работы Бергмана. Казалось, актер играет самого себя. Последней совместной работой Даля и Эфроса стал телеспектакль «Острова в океане» по последнему роману Хемингуэя, опубликованному уже после смерти писателя.В редких фильмах Даль предстает успокоенным, хотя и рефлексирующим современником, как, например, в картине белорусского режиссера Игоря Добролюбова «Расписание на послезавтра», рассказывающей о юных гениях из физико-математической школы. В ней Даль сыграл идеального директора школы, знатока детских душ и прозорливого профессионала. Игорь Добролюбов отзывался об актере только в превосходной степени, и у детей-актеров с ним сложились теплые отношения.
В отличие от ленты Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля», где Даль этого самого принца и сыграл, его «бенефисная» картина «Отпуск в сентябре», снятая Виталием Мельниковым по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота», не сразу вышла к зрителю. Слух о том, что Мельников будет экранизировать полузапрещенную пьесу Вампилова быстро разлетелся в киношной среде. И когда дома раздался звонок от режиссера, как гласит легенда, Даль ответил: «Ну наконец-то». Правда, себя на экране в роли Зилова он так и не увидел — фильм «вырвался на свободу» уже после его смерти.
Болезнь совершенства
Постоянные конфликты, отказы от приглашений известных режиссеров постепенно сделали Далю репутацию опального артиста. Говорят, в последние месяцы жизни он выглядел плохо, находился на грани нервного и физического истощения. Тяжело переживал смерть Высоцкого. В 1980 году с большим трудом удалось утвердить актера на роль в картине «Незваный друг», но эта работа омрачилась серьезным конфликтом с руководством «Мосфильма» перед пробами.Олег Даль скончался 3 марта 1981 года на сороковом году жизни в номере гостиницы «Студийная» в Киеве (теперь гостиница «Ника») во время творческой командировки: ему предстояли кинопробы на главную роль в ленте «Яблоко на ладони» режиссера Николая Рашеева.
Во многом он так и остался непонятым. Требовательность Даля причиняла большой вред его карьере и профессии, но, увы, слова «компромисс» в короткой жизни этого замечательного советского актера театра и кино попросту не было.
В ТЕМУ
Его музы
В 1963 году Олег Даль женился на актрисе театра «Современник» Нине Дорошиной, однако брак вскоре распался. Второй его женой стала актриса Татьяна Лаврова, этот брак тоже через полгода распался. В третий раз он женился на монтажере Елизавете Апраксиной.
pepel@sb.by