В белорусской картине «Расписание на послезавтра» юбиляр мая Олег Даль сыграл идеального советского директора школы

Плохой хороший человек

Феномен Олега Даля остается неразгаданным

Актер широчайшего диапазона, не имевший званий, но снискавший любовь зрителей и коллег, перфекционист и пересмешник — Олег Даль еще при жизни стал легендой, хотя ушел от нас всего в 39 лет. Непростительно мало! Тем не менее трудно найти в советском кино и театре личность более неординарную, яркую и спорную. Пожалуй, только Высоцкий и еще несколько личностей нестандартного калибра могут сравниться с ним по магнетизму, разнообразию сыгранных ролей. Интерес к нему не проходит и спустя годы. 25 мая мы отметим 80-летие со дня его рождения.

people-of-art.net

Я в синий троллейбус сажусь на ходу…

Как это часто бывает, первые роли Даля не выдавали в нем будущую звезду, сложного, глубокого актера. Это было типичное оттепельное кино с мальчиками-романтиками, как в фильме Александра Зархи «Мой младший брат». Они едут в поисках себя на балтийский берег, впервые сталкиваются с нравственными и профессиональными проблемами. Или в центре повествования оказывалась энергичная заводская молодежь южного приморского города, как в фильме Исидора Анненского «Первый троллейбус». Даль ничем не выделялся на общем фоне актерских ансамблей этих картин, где блистали Александр Збруев, Олег Ефремов, Андрей Миронов, Нина Дорошина, Александр Демьяненко и другие. Ему, наверное, повезло со временем, с единомышленниками, со своим поколением, неотъемлемой частью которого он был.

Начало 1960-х — «прекрасная эпоха», по выражению Бродского, подарившая советской культуре немало творческих открытий в театре, прозе и литературе. После окончания Высшего театрального училища имени М. Щепкина Даль попал в труппу набиравшего популярность театра «Современник», который превращался во флагман новой театральной эстетики, появившейся в противовес консервативной мхатовской традиции.

В «Современнике» Даль пять лет играл роли второго плана, что для молодого актера, в принципе, нормально. И вдруг прогремел в роли Васька Пепла в драме «На дне» в постановке Галины Волчек. Не скупились на похвалы коллеги — сама Волчек, Михаил Козаков, Константин Райкин. Однако у Даля было свое понимание не только театра, но и всего искусства. Свою профессию он воспринимал только как миссию и служение и был редким максималистом. «Во всем мне хочется дойти до самой сути», — это как раз про него. Обладая неусидчивым и мятежным характером, но ни с кем конкретно не ссорясь и не выясняя отношений, он покинул «Современник» просто потому, что у него были другие взгляды на искусство.

Капли датского короля

В 1971—1972 годах Даль работал в труппе Ленинградского драматического театра имени Ленинского комсомола. В 1971-м его пригласил во ­МХАТ Олег Ефремов и даже начал репетиции. 1973—1974 годы стали для Даля весьма плодотворными.

Тем временем и в кино появлялись яркие роли. В частности, в картине «Строится мост», в которой «Современник» той поры снялся почти всем составом. В героической трагикомедии Владимира Мотыля и Булата Окуджавы «Женя, Женечка и «Катюша», новаторский язык которой киноначальство, увы, не оценило. А ведь роль Жени Колышкина — одна из лучших ролей Олега Даля. Лента Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика» подарила ему роль обаятельного стрелка-радиста Жени Соболевского.

Вообще, с кино Далю везло: «Горожане», «Не может быть!», «Военные сороковые», «Вариант «Омега»… А выдающаяся роль Шута в «Короле Лире» Григория Козинцева! Совсем другого — дружелюбного и улыбчивого — мы видим Даля в «Старой, старой сказке» и «Тени». А вот роль в «Земле Санникова» артист не любил и постоянно скандалил на съемках, обвиняя режиссеров Альберта Мкртчяна и Леонида Попова в непрофессионализме. Сыграл с Владимиром Высоцким в драме «Плохой хороший человек» Иосифа Хейфеца. К нему же в мастерскую в 1975 году поступил на режиссерские курсы ­ВГИКа, но не окончил их.

Собираясь на «Утиную охоту»

В 1975 году Анатолий Эфрос предложил Далю главную роль в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». Олег Иванович обожал Лермонтова и преклонялся перед его талантом. В 1977-м по приглашению Эфроса Даль пришел в Театр на Малой Бронной, где служил до 1978 года, и сыграл несколько ролей. Тогда же снялся у него в драме «В четверг и больше никогда» по сценарию Андрея Битова. Странная и болезненная картина о том, как неплохой и незлобный парень Сергей приносит всем только несчастья, напоминала работы Бергмана. Казалось, актер играет самого себя. Последней совместной работой Даля и Эфроса стал телеспектакль «Острова в океане» по последнему роману Хемингуэя, опубликованному уже после смерти писателя.

В редких фильмах Даль предстает успокоенным, хотя и рефлексирующим современником, как, например, в картине белорусского режиссера Игоря Добролюбова «Расписание на послезавтра», рассказывающей о юных гениях из физико-математической школы. В ней Даль сыграл идеального директора школы, знатока детских душ и прозорливого профессионала. Игорь Добролюбов отзывался об актере только в превосходной степени, и у детей-актеров с ним сложились теплые отношения.

В отличие от ленты Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля», где Даль этого самого принца и сыграл, его «бенефисная» картина «Отпуск в сентябре», снятая Виталием Мельниковым по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота», не сразу вышла к зрителю. Слух о том, что Мельников будет экранизировать полузапрещенную пьесу Вампилова быстро разлетелся в киношной среде. И когда дома раздался звонок от режиссера, как гласит легенда, Даль ответил: «Ну наконец-то». Правда, себя на экране в роли Зилова он так и не увидел — фильм «вырвался на свободу» уже после его смерти.

Болезнь совершенства

Постоянные конфликты, отказы от при­глашений известных режиссеров постепенно сделали Далю ­репутацию опального артиста. Говорят, в последние месяцы жизни он выглядел плохо, находился на грани нервного и физического истощения. Тяжело переживал смерть Высоцкого. В 1980 году с большим трудом удалось утвердить актера на роль в картине «Незваный друг», но эта работа омрачилась серьезным конфликтом с руководством «Мосфильма» перед пробами.

Олег Даль скончался 3 марта 1981 года на сороковом году жизни в номере гостиницы «Студийная» в Киеве (теперь гостиница «Ника») во время творческой командировки: ему предстояли кинопробы на главную роль в ленте «Яблоко на ладони» режиссера Николая Рашеева.

Во многом он так и остался непонятым. Требовательность Даля причиняла большой вред его карьере и профессии, но, увы, слова «компромисс» в короткой жизни этого замечательного советского актера театра и кино попросту не было.

В ТЕМУ

Его музы

В 1963 году Олег Даль женился на актрисе театра «Современник» Нине Дорошиной, однако брак вскоре распался. Второй его женой стала актриса Татьяна Лаврова, этот брак тоже через полгода распался. В третий раз он женился на монтажере Елизавете Апраксиной.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter