Плохие соседи могут испортить даже вечный покой

.
...Мы были еще совсем детьми. Отдыхали с родителями на турбазе в Глубокском районе. Однажды подруга взяла с меня обещание хранить "военную" тайну. И повела показывать свою "обалденную" находку. Когда она выгребла палкой из-под кирпичных развалин то, что хотела показать, я дико заорала. Этот кошмар со мной до сих пор: взгляд высохших глазниц, фрагменты бурой кожи на лице. И всклокоченный пук светлых волос, с которым ветер (чтобы было еще страшнее) весело играет летним утром...

Мы были не единственными с подобными находками. На развалинах бывшего костела, где мы любили лазить, говорили, когда-то здесь было много мумифицированных останков. Одни сбросили в ямку, землей присыпали, а другие не нашли - не заметили к вящей радости окрестной детворы. Впрочем, речь идет о середине 80-х - одной из последних страниц разорения родовых усыпальниц и крипт. Современные исследователи считают их не просто привилегированными кладбищами без земли и "окошками" в царство вечности, а самостоятельным явлением духовной культуры. Во всяком случае, участи, которая многих из них постигла, они точно не заслуживали...

Приватное "царство мертвых"

Некогда обладать собственной криптой полагалось всякому значительному сакральному сооружению. Равно как и всякому знатному роду. Впрочем, у многих усыпальниц была строгая специализация. Все зависело от того, для каких "обитателей" данная последняя обитель предназначалась. Хоронили под храмами священнослужителей и клириков - свои крипты были у монашеских орденов, монастырей. Многие фундаторы, жертвовавшие на строительство храма, в качестве признательности получали крипту-усыпальницу для себя и своих наследников, а иные и строили храм для того, чтобы обзавестись в том числе и приватным кладбищем без соседей со стороны. Этого требовал не только религиозный, но и светский этикет. Сколько их было в нашей стране - сегодня точно сказать уже не сможет никто. Реестров не велось, каждый род, монастырь сам досматривал и финансировал собственное "царство мертвых". По некоторым предположениям современных ученых, количество только крупных крипт на территории нашей страны исчислялось десятками.

Ведущий научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси Тамара Габрусь о сакральном зодчестве в нашей стране знает почти все. Когда-то она осмотрела, измерила, дала описание и оценила все, что не успели разрушить воинствующие атеисты: Тамара Викторовна была одним из составителей "Збора помнiкау". Нынче она мечтает "перелицевать" старое собрание - за эти годы многое переменилось. Иных строений уж нет, другие, напротив, возродились и служат делу Божьему. Сейчас она собирает новую фотоколлекцию, частным образом путешествуя к знакомым до мельчайших трещин церквам и костелам.

- Криптами, к сожалению, глубоко никто никогда не занимался. Когда мы работали над "Зборам помнiкау", состояние многих храмов было таким, что о криптах речи уже не шло...

Впрочем, важно дифференцировать, что есть крипта, а что - просто склеп, подвал, предназначавшийся когда-то, может быть, для хранения провианта в случае осады, позже переоборудованный под усыпальницу. Крипта - специальный склеп под сакральным помещением. Классическая - она должна иметь освещение (желательно, чтобы проникал дневной свет), находиться ниже уровня земли и иметь специальные приспособления для захоронений. Сами же захоронения в крипте вернее называть крипторием.

- На нашей территории крипты - дань моде. Изначально сооружения эти предназначались для теплого климата. Исторически крипта предполагает естественное мумифицирование останков, что в наших широтах с высокими грунтовыми водами и слишком большой влажностью воздуха просто исключено. Быть может, поэтому крипты не стали у нас настолько массовым явлением, как в теплых странах.

Самая первая крипта на Беларуси относится к XII веку. Была она в так называемой Пятницкой церкви Бельчицкого монастыря в Полоцке. Под ней (датируется археологами двадцатыми годами XII века), очевидно, была усыпальница, предназначенная для захоронения князя Бориса Всеславича - сына Всеслава Чародея, который этот монастырь и основал. Это был третий каменный полоцкий храм. В современном понятии совсем небольшой. Вообще, подобное захоронение нарушало традицию - в том же Полоцке почетные захоронения делались не в подземных криптах, а в аркосолиях и в стенах.

- Если рассуждать о древнерусском периоде, - поясняет Тамара Викторовна, - это было более разумно. Крипты стали замещать именно потому, что у всех северных наших храмов были серьезные проблемы с грунтовыми водами. Но в XII веке в Полоцке сразу несколько крипт появляется: храм-усыпальница полоцких епископов и храм-усыпальница полоцких князей. Их, конечно, нет теперь, все это раскрыто археологами, но называем мы их так потому, что в раскопках есть фрагменты саркофагов.

Чаще всего свои криптории были у монашеских орденов. Так, у доминиканцев были крипты в Клецке, в Столбцах - в очень красивом, но, увы, разрушенном костеле была крипта Фабиана Малишевского, приора Столбцовского костела, который был потом канонизирован. Были крипты и в Минске, скажем, в первом минском каменном доминиканском костеле было захоронение его фундатора, минского воеводы Слушки. А в нынешнем кафедральном, бывшем иезуитском, соборе когда-то была усыпальница Завишей. Но многие, скажем, Сапеги, крипториям исторически предпочитали все же захоронения в аркосолиях и в стенах.

Как обмануть природу

У католиков крипты были куда больше распространены, чем у православных. Это можно связать с тем, что Италия - центр и законодатель католицизма, страна южная, и ее канонам надо было соответствовать. Если уж не получалась естественная мумификация, в северных широтах стали применять бальзамирование. И здесь самый знаменитый пример - крипта Радзивиллов в Несвиже, под костелом Божьего тела.

- Она ведь не "работала" в классическом понимании крипты, - констатирует доктор искусствоведения Габрусь, - туда помещали уже бальзамированные останки.

У этой, одной из крупнейших европейских крипт и единственной полностью сохранившейся в Беларуси нынче множество проблем - трескаются и разрушаются саркофаги, здесь очень влажно, что для кладбища на 72 персоны не лучший микроклимат. Впрочем, насчет "персон" тоже есть много вопросов. До сих пор точно не известно - сколько же здесь захоронений! Совсем недавно - 6 лет назад - в крипте работала большая научная комиссия, которая занималась тем, что считала саркофаги. Произошло это после того, как один из студентов-искусствоведов, надумавший писать по крипте дипломный труд, не досчитался одного саркофага. Дело в том, что единого счета захоронений нет: до войны архивариус Радзивиллов Болеслав Товрагинский насчитывал здесь больше 100 саркофагов. После смерти Сталина был еще один пересчет - тогда их уже только 72 насчитали. Выдвигали версию о том, что часть была разорена или увезена немцами, чтобы изучать секреты радзивилловского бальзамирования. Есть и еще одна версия, к которой склоняются современные ученые. Возможно, то, что мы видим, - еще не вся крипта магнатов. Часть из захоронений находится в ответвлениях, которые были заложены камнем, или просто в стенных нишах. Тем более что старожилы припоминают рассказы послевоенного настоятеля костела Колосовского о коридорах крипты, "в которых воздуха так мало, что даже свеча гаснет"...

- Я думаю, что саркофаги просто считали неправильно - предвоенные ревизоры считали и ниши, а мы - только саркофаги, - уверена Тамара Викторовна. - А недостающий саркофаг, которого тогда студент не досчитался, мы нашли - он просто совсем развалился.

История с Иоанном Кормянским

Впрочем, иногда чудеса случаются и в наших, совсем не предназначенных для них, широтах. Взять хотя бы недавнюю историю с Иоанном Кормянским. Дело было в деревушке Корма, что под Гомелем (не путайте, пожалуйста, с одноименным райцентром). Незадолго до революции умер там местный настоятель. Похоронили его, как и подобает, в крипте под храмом. А после уж судьба храма была печальной. Закончилась история тем, что на месте бывшего храма стояла танцплощадка. И бог весть по каким причинам, но только в 80-х годах обрушился ее фрагмент. А в открывшейся земляной полости - нетленные мощи отца Иоанна - последнего священника в этой деревне. Позже его канонизировали. Сейчас восстановили церковь, монастырь, приют.

Впрочем, случай с Иоанном Кормянским - едва ли не самый поздний пример захоронения в крипте. После раздела Речи Посполитой, когда костелов на новых российских территориях уже не строили и фундаций не осуществляли, стали массово появляться каплицы и усыпальницы на кладбищах. Каждый род старался строить в своей усадьбе каплицу и хоронить там родню.

- Да и с идеями романтизма это хорошо сочеталось, - улыбается Тамара Викторовна, - парк, красивая каплица, легкий флер смерти. Этакий культурный некрофильский запашок...

Совсем недавно довелось услышать о команде энтузиастов, которая занимается тем, что собирает информацию о старинных криптах и усыпальницах. Делают они это не из меркантильных интересов. Напротив. Останки, которые до сих пор еще обнаруживают на местах бывших храмов, часовен, усыпальниц, эти люди просто предают земле. Они считают, что таким образом наводят порядок в том мире, о котором нам знать не дано, но присутствие и влияние коего на нашу жизнь никто оспаривать не осмелится. Стоит ли говорить, что энтузиасты видят в этом корень многих бед. Не однажды в командировках приходилось слышать истории, как мумиями из разоренных усыпальниц деревенская молодежь друг друга по вечерам стращала. Из костела в деревне Волчин пропала мумия бывшего короля Станислава Августа Понятовского, исследователи обнаружили лишь фрагменты царской обуви и одежды, об исчезновении самих останков ничего не известно - дай Бог, чтобы их предали земле. А как печальна разоренная и заложенная кирпичом усыпальница Святополк-Мирских возле Мирского замка - через оконные решетки из-за набросанного мусора почти не видно могильных плит. Когда-то крипты и усыпальницы возводились как храмы вечного покоя. Но, увы, оказались весьма беспокойным приютом - соседи сверху что-то весь последний век слишком беспокойные достаются...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter