Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Некоторые клиенты намеренно ставят низкие оценки ради промокода». Таксист откровенно рассказал о своей работе

Плохие оценки ради промокодов

Андрей* из Минска работает таксистом около 13 лет, сейчас – в популярном сервисе-агрегаторе. У него открыто ИП, клиентов возит на собственном автомобиле. Сколько можно заработать на машинах с шашечками? Почему водители могут отказаться везти пассажиров? И кто заплатит за пролитый в салоне кофе? Андрей поделился откровениями о своей профессии.

svcomercio.info

* * *

– У меня достаточно дорогая машина, работаю на тарифе «Бизнес». Клиентов вожу по безналу – они заказывают такси в приложении, а плата за поездку автоматически списывается с их банковской карточки. Считаю, это удобно для всех. Чтобы работать с наличкой, у меня обязательно должен быть кассовый аппа­рат, таксометр. Все это стоит немалых денег. Например, цена таксометра – 700–800 рублей, плюс нужно заплатить за установку. Если кататься без этого оборудования, возникнут проблемы с налоговой. Помню, однажды на карточке клиента не хватало средств для оплаты поездки, и он перекинул свой заказ для расчета наличными. Чтобы не рисковать, я все же попросил его либо как-то перевести деньги на пластик, либо вовсе отменить заказ.

***
– Пассажиры попадаются разные. 
Бывает, везешь человека, он вроде ни на что не жалуется, а по итогу ставит плохую отметку. Полгода у меня был высокий рейтинг – около пяти, а на прошлой неделе двое клиентов оценили поездку низкими баллами. Почему? Вопрос без ответа. Я ни с кем не конфликтовал, никому не грубил. Машину всегда содержу в чистоте, в салоне, как и положено для тарифа «Бизнес», есть питьевая вода и зарядка для телефона, сам – в белоснежной рубашке. Словом, придраться не к чему. Предполагаю, что таким образом пассажиры решили заработать себе промокод на бесплатную поездку. Я как-то вез одного клиента, который честно признался, что намеренно ставит всем таксистам единицы, за что потом получает бонусы и передвигается без оплаты. К сожалению, от таких действий пассажиров водители не застрахованы. У службы такси есть алгоритм вычисления нечестных оценок, но, как показывает практика, он не работает должным образом. Теперь, чтобы поднять свой рейтинг, мне нужно много работать и ждать, когда клиенты поставят высокие баллы. Но загвоздка в том, что многие пассажиры вообще никак не оценивают поездки.

***

– Из-за низкого рейтинга пострадал и мой приоритет при распределении заказов – он опустился до шести, а максимум – 11. Могу и два часа простоять в ожидании следующего клиента. Если до этого средний доход в час выходил около 20 рублей грязными, то сейчас хорошо, если набежит семь. Но, конечно, тех зарплат, которые крутились в такси, когда я только начинал, уже давно нет. Тогда один километр стоил доллар в эквиваленте, сейчас – меньше рубля на тарифе «Бизнес». В лучшие годы за смену можно было заработать 100 долларов. Я построил квартиру, автомобиль менял каждый год. С нынешними ценами на такси выйти на высокий доход нереально, поэтому и текучесть кадров в этой сфере большая. Понятия не имею, как работают водители на тарифе «Эконом», где минимальная поездка стоит 3,5 рубля. С каждой агрегатор берет комиссию. С меня, как с ИП, – 16,8 процентов. Техобслуживанием автомобиля занимаюсь сам, на это трачу 500–600 рублей в месяц. Плюс уплачиваю единый налог – 187 рублей.

***

– Пьяных клиентов принципиально не вожу – по закону имею право отказать в поездке. Но таких, к счастью, попадается немного, возможно, потому что не работаю по ночам и в выходные дни. Если вдруг кто-то начинает вести себя в дороге не­адекватно, останавливаю машину и прошу покинуть салон. Затем отменяю поездку и обращаюсь в службу поддержки. В таких случаях за заказ деньги мне приходят, при этом клиент не может испортить рейтинг и поставить плохую отметку. Стараюсь не возить и маленьких пассажиров. Для этого есть тариф «Детский», по которому обслуживают автомобили, оборудованные специальным удерживающим устройством. Объясняю клиентам, что моя машина не предназначена для безопасной перевозки детей. Могу отказать в поездке и людям, которые могут испачкать салон. Недавно вез одного иностранца, который пролил кофе на сиденье. В итоге приводить машину в порядок пришлось за свой счет. Увы, служба такси может компенсировать ущерб только в том случае, если человека стошнило. В остальных – это проблема водителя. 
Некоторые думают, что им позволено все, если выбрали тариф «Бизнес».
Могут заказать машину в то место, куда нереально подъехать или где вообще нельзя останавливаться. А потом стоят и ждут, когда ты подойдешь и откроешь им дверь, поможешь загрузить багаж. При этом пассажиры не думают о том, что автомобиль может кому-то мешать или создает аварийную ситуацию на дороге. Когда делаешь замечание, обижаются, потом в отместку понижают рейтинг. Но есть и хорошие клиенты. Немало и тех, кто оставляет на чай.

***
– Чтобы работать в такси, нужно иметь опыт не менее двух лет. 
Но некоторые недобросовестные люди, не имеющие соответствующего стажа, возят клиентов по чужим водительским удостоверениям. Бывает и такое, что в дороге водители просят пассажира отменить поездку в приложении и оплатить заказ наличкой. Так они воруют у сервиса-агрегатора деньги. Отследить это крайне сложно – машин такси в городе много.

*Имя героя изменено по этическим причинам.

Взгляд со стороны

Фото Сергея Мицевича

Анна Мельничек, педагог дополнительного образования, Лида:

– Услугами такси пользуюсь редко, поскольку есть семейный автомобиль и права категории «B». Машины заказываю только через спе­циальное мобильное приложение. Оно удобно тем, что про­считывается стоимость поездки, можно увидеть месторасположение и номер автомобиля, данные водителя. Рассчитываюсь, как правило, банковской карточкой, привязанной к приложению. В большинстве случаев довольна оказанными услугами, однако хочется, чтобы водители были внимательнее и аккуратнее на дорогах: не нарушали скоростной режим, не совершали опасных маневров и не подрезали других участников дорожного движения.

mischenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter