Плохая мина

О терактах на юге России

Московская милиция получила вчера приказ усилить патрулирование метро, вокзалов, аэропортов. Это эхо двух терактов, которые произошли в один день на юге России. На КПП между Северной Осетией и Ингушетией, а также в центре Пятигорска. Между прочим, это первый теракт в Пятигорске в новом статусе столицы Северо–Кавказского федерального округа. Местный журналист Александра Ларинцева рассказала Би–би–си, что город в шоке — «люди успели отвыкнуть от полувоенного существования».


Некоторые эксперты полагают, что произошедшее — дело рук Доку Умарова. Того самого Умарова, который недавно с интервалом в сутки покинул и снова занял пост террориста номер один на Кавказе. Московские комментаторы тогда однозначно сочли это признаком ослабления боевиков. Умаров и Ко новой кровавой акцией могли продемонстрировать, что у них еще есть порох в пороховницах.


Но кто бы ни заслал бомбиста на оживленную улицу Пятигорска, боевики нанесли ощутимый удар по новой тактике Кремля в отношении неспокойного региона. Назначенный антикризисным управляющим — полпредом российского Президента на Северном Кавказе Александр Хлопонин объявил, что будет стабилизировать обстановку экономическими мерами.


В тот самый день, когда на центральной улице Пятигорска образовалась воронка диаметром несколько метров, Дмитрий Медведев находился неподалеку, в своей сочинской резиденции «Бочаров Ручей», и принимал глав Чечни и Ингушетии. Собеседники еще не знали о теракте на бальнеологическом курорте, а потому в спокойном ключе рассуждали о хозяйственных проблемах Северного Кавказа. Рамзан Кадыров попросил помощи в разминировании сельхозугодий Чечни, а Юнус–Бек Евкуров предложил решать проблему безработицы среди молодых ингушей, засылая их на время в другие регионы страны. Зрители федеральных телеканалов должны были видеть, что жизнь в мягком подбрюшье России постепенно налаживается.


В этом смысле вчерашняя картинка с Кавказа перекликалась с новостями из Ирака. За один день в столице этой страны было совершено два кровавых теракта, в которых погибли около 70 человек и две сотни иракцев были ранены, но США все равно выведут оттуда свои войска к 1 сентября, ведь «в Багдаде все спокойно»...


Впрочем, если для Соединенных Штатов Ирак — это всего лишь далекий


объект на карте мира, то для России Северный Кавказ — это составная часть. Нельзя просто в одночасье вывести войска, нужно вникать в глубинные проблемы, превращающие регион в пороховую бочку. «Очень важно, чтобы мусульманское духовенство работало с людьми, чтобы всякого рода сомнительные идеи, которые зачастую приходят из–за границы, не были привлекательны для молодежи», — говорит Дмитрий Медведев. «В бандформирования уходят не только от безделья и безработицы, уходят и из довольно обеспеченных семей, и те ребята, которые получают высшее образование», — замечает глава Ингушетии Юнус–Бек Евкуров.


Заочно в этот разговор встрял и полпред Хлопонин. В тот день, когда террористы орудовали в Пятигорске, а Президент мирно беседовал с подчиненными в «Бочаровом Ручье», Александр Хлопонин был в пятигорском детском лагере «Машук» — слава Богу, боевики туда не добрались! После того как в другом лагере — «Дон» — произошла массовая драка чеченцев с «русскими», нужен пример мирного сосуществования различных народностей Российской Федерации. Но полпред высказался о спорном — о возможности распространения опыта Чеченской Республики по духовному воспитанию молодежи. «На Северном Кавказе должны развиваться все гражданские и общественные институты, но молодежь XXI века должна быть все–таки светской», — считает он.


Сегодня все чаще слышатся призывы распространить опыт Чечни в различных сферах на все северокавказские республики. Москву устраивает положение дел в этой республике. Например, предлагается также комплектовать батальоны внутренних войск исключительно местными кадрами. «Каждому правителю — по маленькой национальной армии! Данные лозунги мы уже проходили, когда распадался Советский Союз», — высказался по поводу этой инициативы генерал–лейтенант Юрий Неткачев, который в середине 90–х годов командовал на Северном Кавказе армией.


Хотя Кадыров первым среди глав республик отказался от названия свой должности «президент», главное, как говорится, не форма, а содержание. Чечня в Российской Федерации присутствует на совершенно особых условиях, и распространение этой практики чревато ослаблением федерального центра.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter