Плодородное дело. В первое воскресенье июня мелиораторы республики отмечают свой профессиональный праздник.

Традиционно накануне Дня мелиоратора чествуют передовиков производства, ветеранов труда. И это еще один повод обозначить проблемы и достижения белорусских мелиораторов. Чем живет сегодня отрасль? На этот и другие вопросы мы попросили ответить директора департамента по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода Анатолия Аксентьевича БУЛЫНЮ.

— Анатолий Аксентьевич, начался очередной мелиоративный сезон. Чем он интересен, чем будет отличаться от предыдущих?
— В начале нынешнего года принята Государственная программа возрождения и развития села на 2005—2010 годы. Само название говорит о ее сути — обеспечении дальнейшего развития агропромышленного комплекса республики, которое немыслимо без повышения плодородия земли. С учетом значительной доли мелиорированных земель (31 процент) в сельскохозяйственных угодьях республики конкретные задачи поставлены и перед нами, мелиораторами. Их решение потребовало разработки специальной республиканской программы “Сохранение и использование мелиорированных земель на 2006—2010 годы”, которая рассмотрена и одобрена Советом Министров в мае этого года.
— На что должны обратить внимание исполнители программы особо?
— Остается основное, жесткое требование: эффективно использовать выделяемые государством средства на все виды мелиоративных работ.
Среди всех приоритетов первоочередным при очередности подбора мелиоративных систем к ремонту и реконструкции определен главный — высокое плодородие мелиоративных угодий.
Столь же важным критерием очередности проведения реконструкции мелиоративных систем будет и оценка экономических и других возможностей сельхозпроизводителей в деле эффективного использования восстановленных угодий. Эти факторы должны подтверждаться бизнес-планами, утвержденными райисполкомами. Приоритетными объектами реконструкции мелиоративных систем по-прежнему являются земли базовых сельскохозяйственных организаций, способных наращивать объемы производства сельхозпродукции; земли сельскохозяйственных организаций, имеющих крупные животноводческие фермы и комплексы, которые необходимы для увеличения кормовой базы. Особое внимание будет уделено регионам с удельным весом мелиорированных земель более 50 процентов. И, конечно же, не останутся без поддержки мелиоративные системы, построенные в паводкоопасных районах, для отвода избыточных поверхностных вод.
Программой предусмотрено выполнение реконструкции мелиоративных систем на площади 88,8 тысячи гектаров общей стоимостью 255,9 миллиарда рублей.
В настоящее время дорабатывается и будет представлен на утверждение новый “Порядок подбора мелиоративных систем в реконструкцию”, в котором будет определена организационная база проведения этой работы.
— Какие новые технологические подходы по обеспечению эффективной работы мелиоративных систем предусмотрены в программе?
— По-прежнему в программе основное внимание, как и в предыдущие годы, уделяется сохранению мелиоративных систем. На выполнение ремонтно-эксплуатационных работ направляется 704,7 миллиарда рублей из республиканского бюджета, за счет которых будет обеспечено поддержание в нормативном состоянии мелиоративных и водохозяйственных систем на площади 2,2 миллиона гектаров.
В комплексе с ремонтом основных гидротехнических сооружений будем приводить в порядок линейные сооружения, закрытый дренаж, восстанавливать системы поверхностного стока, включая тщательную планировку площадей. Средства для этого предусматриваются в полном объеме — из расчета 50 тысяч рублей на гектар в год. Кроме того, уже с 2004 года мы начали проводить агромелиоративные мероприятия; этот вид работ в дальнейшем станет только плановым, более обоснованным технически.
— Не секрет, что износ мелиоративной техники, особенно землеройной, значителен, ведь много лет отрасли уделялось недостаточно внимания. Конечно же, это отрицательно сказывается на выработке, а значит, и на зарплате производственников. Какие меры предусматриваются в программе по обновлению механизмов?
— В действующей программе предусматривалось выделять на обновление техники для ремонтно-эксплуатационных работ до 10 процентов средств от суммы, направляемой на эти цели из бюджета. Отдельным постановлением Совета Министров в прошлом году эти суммы увеличены до 20 процентов. Это позволило нам в некоторой степени решить проблему недостатка колесных тракторов и косилок для окашивания каналов. В новой программе на эти цели предусматривается на 2006—2007 годы 15 процентов, а на последующие годы — 10 процентов от всех средств, направляемых на ремонтно-эксплуатационные работы. Это, безусловно, позволит основательно укрепить парк машин и механизмов. Однако главным источником обновления должны стать фонды — амортизационный и формируемый из прибыли предприятий. Это будет непременным условием при выделении механизмов, приобретаемых за счет бюджета .
Но рассчитывать, что можно осуществить замену техники в одночасье, очень сложно при любом финансировании. В нынешней ситуации по-прежнему ставку следует делать только на качественный ремонт уже имеющейся.
— В мелиоративных организациях ощущается проблема кадров, особенно механизаторов, машинистов экскаваторов...
— Как показывает практика, решение проблемы кадрового обеспечения во многом зависит от уровня организации работ, а значит, и от оплаты труда. В последнее время в мелиоративных организациях стала широко практиковаться повременная оплата, без предварительного определения задания, указания размера расценок за его выполнение. Все это приводит к уравниловке в оплате, а поэтому и низкой производительности труда, неудовлетворительному качеству работ. Следовательно, важнейшим условием повышения уровня заработной платы является рост производительности за счет более четкой организованности, должного уровня технологической и трудовой дисциплины.
Более того, с целью повышения качества работ мы должны полностью перейти к приемке и оплате только за законченные технологические этапы.
— В последнее время департамент вынужден много внимания уделять рыбному хозяйству. Известно, что оно переживает серьезные трудности.
— Производственный потенциал рыбоводных хозяйств только республиканской собственности состоит из более 20 тысяч гектаров прудов, в которых в недалеком прошлом производилось до 18 тысяч тонн рыбы. По разным причинам в прошлом году произведено только 4 тысячи тонн. Специализированные организации оказались в тяжелейшем экономическом положении, а некоторые из них стали банкротами. Более 30 процентов прудов заросли, вода в них плохо обновляется. Поэтому толку от них в производстве мало. Однако только за последний год более полутора тысяч прудов приведены в порядок. Принятые меры позволят в нынешнем году произвести 6—7 тысяч тонн рыбы, полностью обеспечить рыбопосадочным материалом не только свои мощности, но и другие хозяйства, выращивающие рыбу. Работы по восстановлению прудового хозяйства будут продолжаться, до 2010 года планируется довести производство рыбы до 13 тысяч тонн.
— В текущем году будут в основном закончены работы по восстановлению Августовского канала. Планируется ли продолжение работ по реставрации других водных систем?
— По поручению Президента Республики Беларусь мы изучили состояние Березинской водной системы и Огинского канала, проанализирована возможность использования этих водных систем для развития агро- и экотуризма. Для этого привлечены специализированные научные и проектные организации, ведущие специалисты и ученые данной отрасли.
Предложенные технические решения позволяют обеспечить реконструкцию и последующую работу водных систем без существенного влияния на экологию прилегающих территорий, в том числе на особо охраняемые, к примеру, такие как Березинский биосферный заповедник.
Березинская водная система и Огинский канал выгодно расположены по отношению к городам — опорным туристическим центрам, автомагистралям. Богатое по разнообразию и представленное многочисленными памятниками истории, архитектуры, историко-культурное, этнографическое и природное наследие в зоне этих водных систем позволяют организовать новые туристические маршруты. Все это должно стать основой дальнейшего социально-экономического развития прилегающих регионов, обеспечения занятости проживающих здесь людей.
На основании выполненных расчетов по обоснованию инвестиций на реконструкцию Березинской водной системы и Огинского канала, обсуждения на Координационном совете, образованном Советом Министров, и будет предложено несколько вариантов их возрождения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter