Пленники канатной кабины

Корреспондент  «Р»  отправилась  на  дежурство вместе  с  электромеханиками  лифтовой  службы

Корреспондент  «Р»  отправилась  на  дежурство вместе  с  электромеханиками  лифтовой  службы

— Помогите, я застрял в лифте, — раздается в диспетчерской предприятия «Лифтсервис» взволнованный голос молодого человека. — А у меня скоро поезд…

Десять минут — и я вместе с электромеханиками Анной Свидер и Валентиной Герасимович на месте.

— Друг ко мне на свадьбу приехал. Два дня гуляли, сегодня по домам, и вот… — объясняет встретивший нас на площадке мужчина.

По голосу пытаемся определить, на каком этаже находится «затворник». Для верности специальным ключом открываем дверь шахты. Между 7-м и 8-м, заключают электромеханики.

Валентина поднимается в предмашинное помещение, отключает напряжение и вручную подтягивает кабину вверх. Как только двери равняются с лестничной площадкой, Анна их открывает. Освобожденный мужчина не скрывает радости. Через минуту он возвращается с коробкой конфет со свадебного стола.

Кто и что в лифтах только не застревает! В практике электромехаников случалось всякое. Однажды пришлось вызволять из застрявшего лифта… гроб с покойником. Родственники умершего перевязали гроб так, чтобы он не раскрылся, и поставили вертикально в кабину. Сами же зайти не успели, завозились на площадке. Лифт само собой закрылся, и его тут же, как на грех, вызвала бабушка. Родственники спохватились, принялись останавливать кабину, и в итоге она зависла между этажами. И хорошо, наверное, что зависла: кто знает, что было бы с бабушкой!

Нередки случаи, когда люди застревают в лифтах из-за своих же собак. Происходит это обычно так. Хозяин и пес заходят в кабину, человек нажимает кнопку, а собака как стартанет наружу! В этот момент двери захлопываются, зажимая поводок, а лифт начинает движение. Что делать хозяину? Естественно, он нажимает на «стоп» и старается за­блокировать кабину.

Много хлопот доставляют пьяные — чего только от них не услышишь… В «благодарность» достаются удары гитарой, заявления, мол, всех вас поувольняю, нападения нетрезвых компаний… А кто-то выходит из своей «камеры» с улыбкой и говорит, что так романтично время еще никогда не проводил. На памяти лифтеров случай, когда из кабины, рассчитанной на пять человек, освободили двенадцать. Подросткам было страшно ехать по отдельности.

— Мы курируем район от Кальварийской до Глебки, — говорит прораб участка № 3 Денис Филипповец. — Здесь две диспетчерские, 206 лифтов. Обслуживают их 15 специалистов — восемь женщин и семь мужчин. Более сложный ремонт производит сильная половина.

Любопытно, что электромеханики передвигаются по своему участку пешком. Машины нет. А это не всегда хорошо: если вызов на другом конце участка, то пока дождешься рейсового автобуса…

По ночам на вызовы отправляются сотрудники лифтовой аварийной службы предприятия «Беллифт». Их машины дислоцируются по всему городу, чтобы можно было быстро добраться в нужное место. К тому же на дорогу и устранение неполадок дается 45 минут. А если еще надо подняться пешком на 25-й этаж…

— Самые старые лифты в Минске находятся в домах на улице Толбухина. Им скоро сорок лет, сейчас идет их замена, — рассказал мне Сергей Новиков, главный инженер РУП «Беллифт». — И все-таки чаще всего лифты застревают не в старом жилфонде, а в новостройках. По вине самих жильцов. Ведь многие дома сдаются без отделки, потом в лифтах перевозят стройматериалы, мебель… Есть лифты, которым только два года, но выглядят они на все 30. К сожалению, не все жильцы понимают, что лифт надо беречь. А стоило бы.

Если вы все-таки застряли, главное — не паниковать и не пытаться самим открыть двери. Лучше подождите, пока придут специалисты и освободят вас. Попытки самостоятельно освободиться могут привести к трагедии.

Четыре года назад в Новополоцке подвыпившая парочка решила, что справится сама. Пассажиры даже сумели раздвинуть двери. Кабина находилась выше этажа, мужчина выбрался, протянул руку даме. Она оступилась и утянула его за собой в шахту.

Моя знакомая, насмотревшись зарубежных ужастиков, где лифты неизменно падают в шахту, долгое время поднималась на седьмой этаж пешком. И лишь через пару месяцев она переборола свои страхи. А зря боялась! Ведь кабина держится на трех независимых друг от друга канатах, каждый из которых рассчитан на десятикратную перегрузку. Даже если представить, что они не выдержали, тогда сработает блокировочный механизм. Как только скорость лифта вниз превысит положенную на 15 процентов, кабину намертво за­клинит.

-------------

Кстати

В Беларуси работает более 36 тысяч лифтов, из них в Минске — 19 тысяч. В среднем по стране возраст четверти всех лифтов превышает 25 лет. В Могилеве и Гомеле эта цифра составляет около 40 процентов, в Гомеле — 10. В Минске 3 тысячи лифтов отработали свой срок. 243 из них заменят на новые в этом году.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter