Плечо поддержки

Как очистить склады с помощью страхования экспортных рисков

Как разгрузить склады, привлекая в «союзники» инструмент страхования экспортных рисков?

Предельный размер обязательств по договорам страхования экспортных рисков с поддержкой государства на 2013 год увеличен до $ 850 млн. в эквиваленте. Такую норму содержит подписанный 13 августа 2013 года Указ № 357 Президента. Будет ли это способствовать реальному увеличению поставок белорусской продукции на внешние рынки? Об этом мы побеседовали с заместителем генерального директора страховой компании «Белэксимгарант» Виталием ВОЙТИКОМ (на снимке).

— Виталий Андреевич, предельный размер обязательств по договорам страхования экспортных рисков увеличен на $ 333 млн. Чем был обоснован такой шаг со стороны государства и как может это повлиять на ситуацию с белорусским экспортом?

— Мы, как страховое экспортное агентство, выступали с инициативой увеличить предельный размер обязательств по договорам страхования экспортных рисков. И тому были объективные причины. Значительно возросло количество обращений экспортеров к доступным финансовым инструментам экспортного страхования и кредитования, предусмотренным Указом № 534. Мы работали на пределе своих финансовых возможностей. За первое полугодие 2013 года обеспечили страховым покрытием белорусский экспорт на сумму $ 419,3 млн. (при установленном государством размере на год $ 517 млн.). Сумма $ 850 млн. позволит нам рассматривать крупные контракты, обеспечивая дополнительную страховую поддержку белорусских экспортеров. В свою очередь мы ждем от самих предприятий более системной работы по развитию и усилению своей экспортной политики, планомерной и тщательной работе по поиску новых рынков сбыта.

— Можно ли решить проблему с загруженностью складов и нарастить экспорт, используя такой финансовый инструмент, как страхование экспорта с поддержкой государства?

— Сразу отмечу, что страхование — финансовый инструмент, который помогает нашему экспортеру реализовать внешнеторговую сделку в том случае, если у него есть покупатель. Если некому продавать товар, то на страхование уповать не стоит. И надо понимать, что страхование экспортных рисков — это не «розничный» продукт. Он существенно отличается от классических видов. Перед заключением договора нами проводится кропотливая работа по оценке платежеспособности и деловой репутации зарубежного контрагента, анализируются политическая и экономическая ситуация, конъюнктура рынка. Этот страховой продукт — своеобразный микс страхования, банковского и юридического дела. И это работает.

Да, в одиночку мы не можем повлиять на ситуацию, но совместными усилиями, работая в тесном контакте с предприятиями, изменить ситуацию вполне реально. Задача маркетинговых и внешнеэкономических служб предприятий — продвигать продукцию. Наше дело — страховать, оценивать риски, давать предприятию рекомендации относительно благонадежности контрагента. Да, нам приходится фильтровать реальные сделки и сделки сомнительные. Но кто выиграет, если мы будем страховать все проекты, которые попадают к нам? Это приведет к перекладыванию средств из одного бюджетного кармана в другой, а возврата валютной выручки не произойдет.

— Каковы преимущества такого продукта, как страхование экспортных рисков, для предприятий?

— Одно из них — возможность кредитоваться в валюте в любом банке при наличии полиса Белэксимгаранта по коммерчески ориентированной процентной ставке CIRR (1,3—1,5 % годовых). Второй плюс — работа по взысканию задолженности, которую мы, как страховое агентство, берем на себя. При наступлении страхового случая предприятие получает выплату и продолжает свой производственный процесс, а с зарубежными должниками разбирается наша компания. За последние 4 года нами выплачено $ 13 млн., из них возвращено в порядке суброгации 76 %.

— То есть получается, что невозможно полностью исключить все риски?

— Предусмотреть все невозможно, а максимально минимизировать риски — да, возможно. Новые рынки, на которые поставляется белорусская продукция и где она пользуется спросом, высоко рисковые. Даже название страхового продукта говорит об этом — страхование экспортных контрактов от политических и коммерческих рисков. Некоторые экспортные кредитные агентства, наши коллеги, стараются не работать на рынках таких стран, как Венесуэла, Узбекистан, Куба, Пакистан, Мьянма, Никарагуа и др. Но сегодня белорусское государство не может позволить себе отказываться от поставок в эти страны. Наша задача как страховщика — предоставить максимальную поддержку и страховое обеспечение. Мы делаем все возможное, чтобы предприятия-экспортеры могли работать с максимальной отдачей по увеличению экспорта. И это не только взаимодействие с зарубежными коллегами по Международному союзу страховщиков кредитов и инвестиций. Так, уже проведена работа по упрощению порядка получения экспортных кредитов, введен новый страховой продукт для банков — экспортный факторинг, сокращены сроки рассмотрения сделок. Хотя еще раз подчеркну: процедуры можно оптимизировать сколь угодно долго, но, на наш взгляд, пока товаропроводящие сети наших экспортеров не начнут работать более эффективно, ситуация кардинально не изменится.

— Верно ли, что страхование экспорта востребовано только у флагманов белорусской экономики? Пользуются ли этим инструментом предприятия среднего и малого бизнеса?

— Действительно, белорусские предприятия, которые являются флагманами экономики, составляют большую часть наших клиентов. Например, 40 % клиентской базы Белэксимгаранта — предприятия Министерства промышленности. Но и другие предприятия, в том числе и частной формы собственности, обращаются за нашей поддержкой. Консолидированность и слаженность действий всех участников процесса — предприятий, банков, органов государственного управления, лизинговых операторов и нас, как страховщика, — единственный путь к изменению ситуации в лучшую сторону.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter