Платоническая любовь к деньгам

Этот человек несколько лет водил за нос чекистов, милиционеров и десятки тысяч советских граждан, не будучи ни шпионом, ни криминальным "авторитетом".

Этот человек несколько лет водил за нос чекистов, милиционеров и десятки тысяч советских граждан, не будучи ни шпионом, ни криминальным "авторитетом". Ставропольчанин Виктор Баранов днем крутил баранку, а вечером стоял у станка. Вот только сам станок находился в сарае, а выходили из-под него... новенькие купюры. Почти как настоящие, с портретом Ильича и водяными знаками. Их принимали во всех сберкассах и магазинах, ими выдавали зарплаты и пенсии, и никто не распознавал фальшивку.

...Никто и представить себе не мог, что все "происки врагов" - дело рук одного-единственного человека с десятиклассным образованием.

Кто знает, может, инфляция началась бы в СССР гораздо раньше, если бы не одна случайность...

В середине 70-х на КГБ и МВД обрушилось пренеприятнейшее известие: по стране в большом количестве ходят фальшивые деньги. В самый разгар "развитого социализма" это был гром среди ясного неба. Государственная машина содрогнулась: экономика великой державы оказалась под угрозой. Научная экспертиза Гознака показала: изготовить фальшивки такого уровня кустарным способом невозможно.

Контрразведка выдвинула основное предположение: какое-то подлое иностранное государство путем вброса огромного количества липовых купюр пытается развалить экономику Союза. Следователи работали и еще над одной версией: кто-то из сотрудников Гознака продал "на сторону" технологию изготовления денег. Начались допросы. Чекисты выясняли, кто и как мог завладеть матрицами. Но через год плодотворной работы эксперты "додумались" удалить верхний слой купюры и обнаружили потрясающий штрих: деньги изготавливались не на матрицах Гознака! Следствие зашло в тупик.

...Виктор Баранов вырос в Подмосковье, в обеспеченной семье. Мама - торговый работник, отец - прокурор. На Ставрополье переехали, когда Виктору исполнилось 16. Здесь он стал посещать художественную школу. Правда, никаких мыслей о том, что можно рисовать еще и деньги, тогда не возникало. Виктор считался юношей весьма положительным: во время службы в Вооруженных Силах был даже секретарем комсомольской организации. После армии устроился экспедитором в Ставропольский крайком партии, который возглавлял будущий генсек и Президент СССР Михаил Горбачев. Получив квартиру, построил Баранов во дворе дома сарайчик. Вот с него-то все и началось.

Просто работать Баранову было скучно - его незаурядные способности требовали более интересного применения, ведь в голове полно идей. Работая еще до крайкома на винном заводе, придумал складной ящик для хранения тары. Предложил изобретение руководству - ведь это позволило бы увеличить загрузку машины в 10 раз! Но ответ услышал очень русский: "На кой хрен, Иваныч, тебе и нам это надо?!" И захотелось Баранову чего-то великого, большого и настоящего - чтобы все ахнули от удивления. И чтобы оно, это великое, не пылилось на полке.

Стал читать литературу о дореволюционных деньгах, изучать технологии производства бумаги, заинтересовался полиграфией. А потом решил перейти от теории к практике. По сути, над первой своей фальшивой купюрой он работал 12 лет! Для этого пришлось освоить аж 20 специальностей - с десятью-то классами! Несколько лет подряд ездил в Москву, в Центральную научную библиотеку, изучал мировой опыт по изготовлению красок и бумаги.

Проштудировав не одну сотню книг, Баранов изобрел собственную технологию нанесения водяного знака и изготовления бумаги, разработал метод создания красок и клише. Придумал уникальный состав для травления меди, из которой делалась матрица - главная основа оттиска будущей купюры. Любопытно, что по технологии, которой в то время пользовался Гознак, травление длилось более 5 часов, а Баранову для этого требовалось всего пару минут! Шаг за шагом приближался к заветной цели. Детали для своего оборудования он заказывал на ставропольских заводах по частям, аккуратно прорисовывая чертежи от самых мелких деталей до основных. "Цех" по изготовлению фальшивых купюр устроил все в том же сарае, где пропадал сутками.

И вот наконец из станка вышла первая банкнота. Баранов решил не мелочиться - купюра была достоинством 50 рублей. Разменяв такие же "бумажки" в соседнем Краснодаре, он благополучно утратил интерес к 50-рублевкам. Баранова интересовало не столько количество денег, сколько их качество. Банкнота в 25 рублей, самая сложная в исполнении, - вот цель, к которой теперь стремился неутомимый Виктор Иванович. Именно она стала верхом творения его "искусства" и она же впоследствии подвела самородка под монастырь.

Точное количество выпущенных им фальшивок Баранов и сам затрудняется назвать. По подсчетам же специалистов, советская казна "пополнилась" тогда более чем на 30 тысяч рублей. Сумма значительная: средняя зарплата инженера составляла в то время 120 "деревянных" в месяц. Несколько лет "барановки" благополучно ходили по Стране Советов, оседая на счетах банков. Деньги ничем не отличались от настоящих рублей, потому что, по сути, и были настоящими - подделок такого качества не достигал никто. А свободы Виктору Ивановичу стоила единственная роковая ошибка. Изготавливая свои купюры, он случайно перевернул клише. Кассир банка в Новосибирске заметила "нестыковку". Вовремя бы остановиться, но азарт - страшная штука! Будучи абсолютно уверенным в собственной неуязвимости, доморощенный гений потерял всякую бдительность...

Следствие, целый год потратив на поиски невидимого "диверсанта", наконец выяснило, что основная масса фальшивок ходит по югу России, а точнее - по Ставрополью. Ориентировки разослали по всему краю. Задерживали каждого, кто пытался разменять 25-рублевку. Сотрудники КГБ в штатском дежурили на рынках и в других многолюдных местах. Баранов попался в Черкесске в апреле 1977 года с чемоданом банкнот. Бдительный адыгеец, которому он предложил разменять два "четвертака", тут же "настучал" в милицию. Виктор Иванович не отпирался: "Да, я тот, кого вы ищете..."

Первые 10 дней после задержания он провел в ставропольской КПЗ, затем его перевели в СИЗО. В это время доклад о долгожданной поимке фальшивомонетчика уже лежал на столе у министра внутренних дел Щелокова. В Ставрополь для участия в следственном эксперименте тут же вылетели 5 полковников. Высшие чины до последнего отказывались верить, что один человек в домашних условиях способен изготовить фальшивку такого качества. Чтобы Баранов мог продемонстрировать свой талант, ему даже специально выделили комнату в Ставропольском УВД. По словам Виктора Ивановича, во время "работы" его постоянно пытались "подловить". Вместо одного раствора, который он просил, приносили другой. Но когда должностные лица своими глазами увидели появление водяного знака, сомнения исчезли: это он! Высшие чины были потрясены. И отправили всю "фабрику" нашего героя в Центральный музей МВД, где она хранится по сей день.

В доме Баранова начались обыски. Ну никак не могли поверить оперативники, что такой умелец не прячет в своем жилище клад! Но в небольшой квартирке Баранова действительно не было ничего ценного: старенький телевизор, "дохлый" холодильник - вот и все богатство. Милиционеры потрудились на славу: даже в огороде, где Виктор Иванович посадил молодые яблони, все деревья повырывали с корнями! Да так ничего и не нашли: ни золота, ни денег, ни других сокровищ - все это Баранову было попросту ни к чему.

- Деньги сами по себе меня не интересовали, - говорит он. - Я всегда мечтал заниматься научной, изобретательской деятельностью. И свои доходы вкладывал в разработку новых идей.

В Бутырскую тюрьму Баранова этапировали самолетом. Виктор Иванович смеется: "На мне были наручники даже в самолете. Наверное, боялись, что выпрыгну". В камере "Бутырки" гения фальшивок навещали сплошные VIP-персоны. Генерал из МВД брал консультации: приносил пачку фальшивых купюр, а Баранов давал советы, как выйти на преступников. Но чаще других с Виктором Ивановичем общался главный технолог Гознака. Еще бы, ведь кустарь из провинции в одиночку создал то, над чем в кабинетах НИИ бились сотни инженеров, печатников, фотографов и художников! Именно тому технологу Баранов и выдал "за спасибо" собственный секрет травления меди: говорят, этот способ до сих пор используется Гознаком! Еще Виктор Иванович предложил разработку специального карандаша. Если провести им по купюре, то определенный цвет штриха покажет, фальшивая она или нет. Инициативу Баранова в СССР не поддержали, а уже через несколько месяцев производство такого карандаша благополучно наладили американцы...

Другая идея Баранова - выпускать новый вид бумаги, соединив с целлюлозой бумагу искусственную. Это был бы настоящий прорыв в технологии производства банкнот. В СССР идею не восприняли. А спустя 3 года до этого додумались в Германии...

Изобретательский талант Баранова государство не оценило - зато оценило талант криминальный: Виктору Ивановичу "впаяли" 12 лет тюрьмы. Впрочем, в Древней Руси фальшивомонетчиков вообще в проруби топили.

Из Ставрополя Баранов пошел по этапу в Пятигорск, а затем - в колонию особого режима города Димитровграда Ульяновской области. Там фальшивомонетчика уже ждали. Специально приходили в барак - посмотреть на человека-легенду, познакомиться. На "зоне" Виктор Иванович отвечал за культурно-массовые мероприятия. Все 7 лет, пока он там пребывал, колония занимала первое место в конкурсах самодеятельности среди местных исправительных учреждений.

После Димитровградской колонии Виктор Иванович попал на вольное поселение в небольшой уральский поселок Колва под Соликамском - несколько лет провел на тяжелых работах. А однажды изготовил печать начальнику узла связи из стальной (!) пластины, которую не брал ни один напильник. Для этого Баранов применил свой оригинальный метод химического травления. Тут-то все и ахнули. Начальник потом причитал: "Чего ж ты раньше не сказал, что такое умеешь!"

Приехав в Ставрополь, вчерашний зэк оказался на вокзале. Там и жил, пока его не приютил один слепой, у которого Виктор Иванович провел 3 месяца. Затем устроился на местный завод "Аналог", через какое-то время открыл фирму, выпускавшую по его собственной технологии духи и лаки для ногтей. Однако потом дело заглохло: рынки и магазины переполнил дешевый польский ширпотреб. Замкнутый круг: чтобы зарабатывать хорошие деньги, надо иметь свое дело, а чтобы наладить свое дело, нужно вложить хорошие деньги. Но вложить-то Баранову и нечего - кроме собственных идей. Например, делать для предприятий фирменные бланки с оригинальными водяными знаками и надежными степенями защиты.

Впрочем, заманчивые предложения у Виктора Ивановича были.

"Приезжали ко мне двое чеченцев (еще до начала первой чеченской войны. - Л.И.), - рассказывает Баранов. - Они обо мне много слышали и предложили вместе выпускать духи. У них якобы фирма в Турции. Я, конечно, согласился. Но ребята все тянули с началом производства, а через некоторое время перестали вилять и предложили 100 тысяч долларов за технологию водяного знака. В общем, духи были только предлогом. Я отказался. И такие предложения поступали не раз".

Зная о таланте Виктора Ивановича, к нему частенько обращались разного рода "деловые люди". Предлагали выпускать липовые акцизные марки, печати, фальшивые документы. Но, по словам Баранова, с прошлым он уже напрочь "завязал" и сейчас занимается совершенно иными разработками.

За последние несколько лет Баранов явил миру целый ряд уникальных изобретений. Он разработал огнеупорную краску для автомобилей, которая не только не обугливается в кислоте, но даже сохраняет цвет. Придумал технологию, благодаря которой из бумажных отходов можно изготавливать экологически чистую мебель. Другое "ноу-хау" Баранова - одноколесный (!) автомобиль. Его чертежи уже давно пылятся без дела в небольшой общаговской комнатушке Баранова. Смоделировать авто не представляется возможным: как ни парадоксально звучит, но королю фальшивомонетчиков на это не хватает денег. Хотя, по словам Виктора Ивановича, его одноколесная машина может "поставить на уши" все мировое автомобилестроение. Но о воплощении своих самых интересных идей Баранов уже и не мечтает. Мол, нет сейчас богатых людей, готовых вкладывать деньги в потенциал, в будущее страны: современные предприниматели норовят побыстрее получить прибыль.

Несколько лет назад Баранов познакомился с известным бизнесменом Довганем. Тот хотел выпустить лечебный бальзам, созданный по рецепту ставропольчанина. Бальзам, говорят, имел сильный омолаживающий эффект - настоящий эликсир молодости. Но время, когда реклама Довганя мелькала по всем каналам телевидения, кануло в Лету, идея Баранова так и осталась невоплощенной.

Ну а что же Виктор Иванович? Он, по его собственным словам, буквально только что сделал очередное открытие! "Несколько месяцев, - говорит Баранов, - я работал над созданием лака. И вывел формулу, которая может полностью перевернуть взгляд на всю химическую промышленность. Я изобрел лак на воде для покрытия мебели! Его производство будет обходиться в копейки. И при этом - никакой химии, запаха ацетона, вредных испарений. Берете кисточку и красите нужную поверхность. По вашему желанию лак благоухает лавандой, жасмином или вообще не имеет запаха".

Прощаясь, я все же не выдержала и спросила у Виктора Ивановича, сможет ли он подделать современные деньги? Например, доллары?

Баранов развел руками: "Не хочу слышать о подделках. Мои деньги - настоящие!"

 

ИВАШИНА Лилия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter