Хлеборобы, не имеющие альтернативных маршрутов, оплачивают платные дороги для доставки хлеба в закрома

Платные дороги не предлагать

Ситуация банальная и, наверное, для многих привычная. За удобства и комфорт всегда нужно платить. Платные дороги тоже из разряда приятного, но не бесплатного сервиса. При введении новшества изначально было оговорено: пользователи дорог должны иметь альтернативу. То есть не хочешь ехать по платной трассе — езжай по бесплатной. Возможно, путь будет длиннее, хуже, но у тебя есть право выбора. Что получилось на деле?

Дороги_b.jpg

Недавно с просьбой о помощи ко мне обратились сельчане из ОАО «Рудаково». Попросили найти ту самую бесплатную «альтернативу». Как оказалось, у них ее нет. Ну, если, конечно, не прорубать дорогу через леса и не прокладывать понтоны по озерам. Сорокакилометровый участок реконструированной автодороги Витебск — граница Российской Федерации стал платным чуть меньше года назад. А два года назад бывший СПК «Вороны» присоединили к ОАО «Рудаково». И для того, чтобы доехать в свой филиал, рудаковцы ну никак не могут объехать платную дорогу. Вот и получается огромная проблема. Главный инженер хозяйства Игорь Василенко перечисляет: ежедневно в Вороны и соседние деревни, где расположены две их молочно-товарные фермы, откормочник, более двух тысяч гектаров зерновых и кормовых культур, отправляют молоковозы, автобусы для доставки рабочих, другую технику. Льготы предусмотрены только для тракторов и специализированной сельхозтехники.

Сейчас идет кормозаготовка, аграрии убирают хлеб. Конечно, десять имеющихся в ОАО комбайнов зайдут на поля отдаленного сельхозподразделения бесплатно. Но на отвозке зерна заняты автомобили — каждому предстоит сделать с десяток рейсов в день. Сушилки-то находятся за 50 километров, в центре хозяйства. Туда же возят и корма. В техпарке «Рудаково» 8 МАЗов, 7 ГАЗов, 2 автобуса. Во сколько обойдется вынужденный «комфорт»? По самым скромным подсчетам, один рейс туда-обратно требует примерно 8—10 рублей. Вроде деньги небольшие. Но если посчитать количество рейсов, получится весьма внушительная сумма.

Заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Витебской области Виктор Гончаров признался: руководители лиозненских хозяйств, расположенных вдоль трассы, уже не единожды обращались с просьбами как-то отсрочить платежи. Ну нет у них на счетах денег, и все тут! «Ищите. А иначе никак!» — было сказано в ответ. Да, местных сельхозпроизводителей жалко, но закон, мол, есть закон.

Знаю сама месторасположение вышеупомянутых хозяйств. Для того, чтобы, скажем, из Клевцов завезти зерно на хлебоприемный пункт в Лиозно, платную дорогу можно только по воздуху перелететь. Еще один вариант — ехать кругом, через Россию. Шутка, конечно. Но совсем не смешная. Кстати, если машина просто пересекает платную дорогу, платить не нужно. А вот если она хотя бы 10 метров проехала вдоль — счетчик пошел считать. Беда в том, что таких прямых перекрестков, позволяющих уйти от сборов, на лиозненской трассе практически нет.

Итак, получается, что сельхозпроизводители, которым «повезло» иметь земли и животноводческие объекты вблизи платного участка автодороги, сегодня находятся явно не в равных условиях со своими коллегами из других регионов. 

Им приходится или раскошеливаться, или искать длинные объездные полевые пути (тогда овчинка выделки не стоит), или затягивать сроки выполнения срочных сезонных работ, обслуживая полевую технику и другие важные объекты исключительно тракторами.

Кто от этого выигрывает? Боюсь, что никто.

Да, порядок на дороге должен быть. И соответствующие службы этот порядок контролируют. При той же Транспортной инспекции по Витебской области в мае была создана дежурная оперативная рейдовая группа, которая теперь постоянно контролирует законопослушность всех водителей, путешествующих по трассе Витебск — граница Российской Федерации. За три месяца ее сотрудники оштрафовали свыше 100 иностранных водителей, которые пытались проехать по дороге, не заплатив. Бюджет пополнился солидной суммой, ведь «самоволка» нарушителям обходится недешево — от 50 до 260 евро в зависимости от категории транспортного средства и расстояния. Но, может быть, те люди, которые непосредственно обеспечивают продовольственную безопасность нашей страны, имеют хлеборобское право на расширение льгот? Мне кажется, что предлагать им платные дороги для доставки хлеба в закрома как-то не совсем справедливо. Кстати, школьные автобусы, закупленные на средства бюджета и находящиеся на госсодержании, также вынуждены пока оплачивать проезд по платным дорогам. И это тоже проблема, требующая разрешения…

a_veresk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter