Эксперт – о том, как в ЕАЭС собираются развивать общую промышленность

Платформы роста

ЕАЭС создавался не ради того, чтобы впустую разбрасываться красивыми лозунгами. Все страны-участницы надеются на какие-то дивиденды от объединения. Один из самых очевидных, но тяжело реализуемых вариантов сотрудничества ради общего блага – промышленная кооперация. Реализация индустриальных евразийских проектов, таких как создание совместной орбитальной спутниковой группировки или евразийский транспортно-логистический коридор Китай – Европа, может подтолкнуть развитие нескольких отраслей промышленности. По некоторым направлениям в ЕАЭС уже сегодня созданы Евразийские технологические платформы (ЕТП), которые должны сделать этот и другие масштабные промышленные инициативы максимально технологичными и эффективными. Как все это работает, корреспонденту «Р» рассказал директор Департамента промышленной политики ЕЭК Николай КУШНАРЕВ.



— Николай Геннадьевич, можно ли сегодня говорить о том, что ЕТП уже работают?

Николай КУШНАРЕВ.
— На заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое прошло в середине октября, главы государств «пятерки» приняли распоряжение о сотрудничестве государств — членов ЕАЭС в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли. Это стало возможно благодаря инициативе техплатформы «Космические и геоинформационные технологии». 

В нашем понимании ЕТП — это научно-производственные консорциумы или альянсы передовых компаний, НИИ и ведущих вузов наших государств. Мы считаем, что работа таких объединений способна вывести промышленность наших государств не только на новый технологический, но и на кооперационный уровень.

— И насколько хороши разработки этих альянсов?

— Сейчас сформированы 12 техплатформ, и мы рассчитываем, что до конца года будут утверждены еще 10. Уже готов предварительный перечень из примерно 130 проектов в сфере промышленности, созданный на основе предложений участников ЕТП.  К сожалению, уровень проработки этих проектов и инициатив зачастую низкий. Во многих детально прописаны технологии, но в разделе экономического обоснования, экономической эффективности и интеграционного эффекта они имеют недоработки.

Для улучшения качества проектов и инициатив подключаются специалисты профильных департаментов ЕЭК, которые дорабатывают их до нужного уровня. Из всего массива сейчас могу отметить не более пяти проектов, должным образом подготовленных для реализации в рамках ЕАЭС. Речь идет о таких сферах, как космическое дистанционное зондирование Земли, сельское хозяйство, производство электромобилей.

— Такого объема явно недостаточно, чтобы стимулировать развитие промышленности союза. К тому же инициативы бизнеса не всегда соотносятся с интересами государства…

— Согласен, приведенный в пример подход — это «путь снизу», когда мы попросили бизнес представить нам интеграционные проекты. Мы увидели, что бизнес готов включаться в эту работу и сообща формировать партнерство.

Вместе с тем мы им говорим: в рамках ЕАЭС формируется ряд крупных инициатив, которые могут стать локомотивом и потянуть вперед ваши проекты и отрасли промышленности. Такой подход уже будет «путем сверху», когда государства и ЕАЭС задают ориентиры для бизнеса. В ряде случаев он может быть более результативным. 

Можно вспомнить опыт СССР, когда научно-технологическое развитие шло по пути реализации крупных технологических и инфраструктурных проектов.

— В каких еще проектах могли бы участвовать ЕТП?

— Промышленный блок ЕЭК сформировал базу инфраструктурных промышленных проектов, которые планируются к реализации в ближайшие пять лет. База содержит более 500 пунктов — в различных секторах промышленности с общим объемом инвестиций более 250 млрд долларов. Мы также сформировали базу объектов индустриально-инновационной инфраструктуры государств союза, включая индустриальные парки, кластеры, технопарки, бизнес-инкубаторы, лабораторные комплексы, испытательные центры, различные центры технологий и инноваций — всего более 10 тысяч объектов.  

В эти объекты инфраструктуры наш бизнес и государства уже проинвестировали огромные средства. Страны союза ежегодно вкладывают в основной капитал суммы, равные примерно 16% ВВП ЕАЭС. Две третьих от этих денег идет на модернизацию всей промышленности. Технологически объединившись в ЕАЭС, мы сможем эффективно и с большой отдачей выходить на мировые рынки.

— В последнее время часто говорят о транзитном потенциале ЕАЭС, но нет понимания, как реализовать это преимущество? Как промышленность может войти в такие инициативы?

— Транзитный потенциал только в отношении контейнерных перевозок по маршруту Азия – Европа может составить более 2 млн контейнеров к 2025 году (это около 10% от всего объема контейнерных перевозок между Азией и Европой). Чтобы к этому прийти, нужно создать современные высокоскоростные железнодорожные контейнерные платформы, способные преодолевать расстояние от Китая до Западной Европы за неделю. И это не будущее, а реалии сегодняшнего дня. Уже сейчас ряд компаний государств — членов ЕАЭС ведет работу по созданию и испытанию таких платформ.

— Какие технологии могли бы найти применение в самых масштабных проектах: создание орбитальной группировки или Евразийского транспортно-логистического коридора?

— В рамках обоих направлений могут быть реализованы сотни кооперационных проектов и созданы десятки крупных совместных предприятий. Их реализация создаст мультипликативный эффект в отрасли транспортного машиностроения, инновационных строительных материалов, цифровых технологий проектирования, космических технологий связи, металлургии и новых материалов, светотехники, автоматизации управления и информационно-коммуникационных технологий. Практически во всех этих направлениях у нас созданы или планируются в ближайшее время Евразийские техплатформы.

Целый комплекс современных решений также включает в себя концепция цифровой железной дороги. При проектировании транспортно-логистических коридоров на евразийском пространстве надо учитывать все эти возможности.

kuletski@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter