Как разрабатываются стандарты цифровой примерки одежды и для чего они нужны

Платье в стиле онлайн

Нередко на просторах социальных сетей можно встретить фото в формате «ожидание — реальность». Покупательница заказала в интернет-магазине красивейшее вечернее платье, выбрав свой размер. Получив посылку, обнаружила, что у товара реального и товара в интернете мало общего. Размер вроде бы и нужный, но вещь жмет. Чтобы обезопасить потребителя и продавца, помочь производителю, в интернет-торговлю одеждой постепенно внедряются технологии цифровой примерки. Однако для создания систем необходимо выработать и принять унифицированную терминологию и параметры виртуального тела человека и виртуальной одежды, то есть подготовить стандарты. Корреспондент «Р» узнала, на какой стадии их разработка в Беларуси, кто потенциальные пользователи и что способны изменить технологии, созданные на основе таких стандартов.

Ежегодно рынок интернет-торговли в Беларуси прирастает минимум на 30 процентов.
Коллаж Кристины ПОЧЕБУТ

Все уходит в интернет

В 2019 году объем интернет-торговли в мире прогнозировался до 3,5 триллиона долларов. На долю мировых лидеров — Китая и США — приходилось свыше 60 процентов рынка. В Беларуси этот рынок оценивается скромнее, но тем не менее составляет порядка 1,5 миллиарда белорусских рублей с ежегодным приростом минимум 30 процентов.

Директор Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС) Александр Скуратов, говоря о предпосылках разработки стандартов цифровой примерки одежды, отмечает, что меняется и подход торговли. Если раньше в транспорте чтили контейнеризацию — доставку продукции большими партиями от изготовителя к месту сбыта, то сегодня наблюдается переход к индивидуализации и отправке товара с помощью почтовых посылок.

— В этих условиях складывается ситуация, когда покупатель может получить кота в мешке. Даже после выбора нужных фасонов и размеров, системы которых в странах отличаются, вещи в результате не подходят. В рамках международной стандартизации принято решение выработать единый подход к виртуальной одежде и виртуальному человеческому телу, а также стандартизировать и унифицировать процесс их совмещения. И в 2016 году Международной организацией по стандартизации ISО были разработаны стандарты в области цифровой примерки. Сегодня их применяют, например, Германия, Великобритания, Франция, Казахстан. В стадии разработки государственных стандартов, основанных на международных подходах, находимся и мы. Их введение в действие планируется в 2021 году, — резюмирует Александр Скуратов.

Новый язык

Надо понимать: стандарты лишь вводят унификацию, терминологию и подходы. Проще говоря, язык, на котором можно говорить о цифровых понятиях. В этом случае разработка предполагает создание двух объектов стандартизации — виртуальной одежды и виртуального человеческого тела. Их совмещение — это и есть цифровая примерка.

Коллаж Кристины ПОЧЕБУТ

Вообще, идея использования виртуального тела человека не нова. В области медицины соответствующими понятиями апеллируют не первый год. Отдельные разработчики программного обеспечения применяют эти технологии в разных областях. Например, белорусский стартап разработал функцию примерки обуви в дополненной реальности. Чтобы увидеть, как будет смотреться кроссовка на ноге, нужно, открыв приложение интернет-магазина, навести камеру телефона на ногу.

Стандарт не определяет создание программных продуктов, а устанавливает унифицированную терминологию и параметры тела и одежды, которые должны применяться для разработки виртуальных систем цифровой примерки. Универсальный подход, чтобы программисту спроектировать трехмерную модель человеческого тела, одежды с учетом ее вида и свойств (разновидность ткани, расположение швов и так далее).

Благодаря такому подходу можно примерять одежду и в белорусском интернет-магазине, и в китайском вне зависимости от системы размеров, применяемой в той или иной стране.

Виртуальное тело

— Один из разрабатываемых нами стандартов определяет общие понятия и терминологию: что такое виртуальное тело, какие виды бывают, каким образом может быть получено. Другой стандарт детально раскрывает те параметры и атрибуты, с помощью которых и получается виртуальное тело. Оно имеет два вида: виртуальный клон, который создается в результате 3D-сканирования тела, и виртуальный двойник — человеческое тело, которое моделируется на основании измеренных физических параметров (рост, длина плеча, руки, обхват груди, талии и так далее). Используя эти измерения, специальное программное обеспечение создает модель уже виртуального тела, — рассказывает начальник отдела технического нормирования и стандартизации в химической, легкой и деревообрабатывающей промышленности БелГИСС Сергей Струневский.

Так, если измерение ширины, например, плеч проводить в разных системах цифровой примерки по разным точкам, то будут наблюдаться существенные расхождения в определении размера. И идея стандартов — унифицировать эти характеристики для всех таких систем.

В первую очередь, стандарты предназначены для тех, кто будет создавать программные продукты, направленные на реализацию потребностей дизайнеров, производителей, продавцов, потребителей. Сергей Струневский приводит пример возможного использования таких программных продуктов:

— Дизайнер, не прибегая к необходимости создания лекал и выкроек, создает модели в цифровом виде. Условно, платье. Затем, используя цифровую примерку, совмещает платье с виртуальным человеческим телом и получает визуализацию будущего результата еще до того, как берется за ткань и ножницы. Когда он на компьютере добивается того, что хочет видеть, одежда идет в производство. Во-первых, эти технологии упрощают разработку моделей. Во-вторых, дают больше возможностей для творчества.

Разумеется, добиться стопроцентной идентичности реального и виртуального тела человека не так просто, однако технологии развиваются и адаптируются очень быстро. Система 3D-сканирования с каждым годом совершенствуется, все более точно передавая антропометрию человека. И стандарты при необходимости дополняются какими-либо отдельными пространственными точками для воспроизведения виртуального тела человека.

Комплексный подход

К слову, проекты стандартов в настоящее время проходят публичное обсуждение. Они размещены на официальном ресурсе Госстандарта stb.by, и при желании любой может высказать пожелания и замечания. Важно, отмечает Александр Скуратов, IT-отрасли, а также специалистам легкой промышленности подключаться к обсуждению, чтобы применяющаяся терминология была выстроена правильно. В свою очередь, эти отрасли и являются будущей целевой аудиторией пользователей стандартов.

Белорусский стартап разработал функцию примерки обуви в дополненной реальности.
Фото Алексея Вязмитинова

— Стандарты — это также дополнительная возможность для оцифровки продукции изготовителей. Процесс постановки продукции на производство наверняка могут оптимизировать, имея виртуальные выкройки, ткани и так далее. Кстати, один из посылов шестого технологического уклада заключается в том, что продукция становится не массовой, а штучной. Многие отрасли направлены на это, к примеру 3D-печать, — рассуждает директор БелГИСС.

Необходимость создания программных продуктов будет диктоваться требованиями рынка. Стандарты же предназначены для облегчения создания программ, чтобы они были понятны и разработчикам, и другим пользователям.

Пока сложно прогнозировать, насколько белорусские предприятия и бизнес заинтересуются внедрением цифровой примерки. Однако, учитывая налаженную инфраструктуру IT-отрасли в Беларуси, наверняка найдутся компании, появление стандартов для которых поможет в активизации развития таких технологий.

malyshchyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter