Плата за вредные привычки

Кризис провоцирует резкое увеличение контрабандных поставок сигарет

Кризис провоцирует резкое увеличение контрабандных поставок сигарет

Акцизная нагрузка на сигареты в странах постсоветского пространства относительно Европы достаточно «демократичная»: сказывается невысокий уровень доходов населения и отсутствие моды на здоровый образ жизни. Но когда бюджеты трещат, появляется соблазн в очередной раз повысить налоги на вредные привычки. Однако если безоглядно поднимать акцизы вперед, можно не увеличить, а уменьшить денежный поток от табака.

Табачный рынок через призму маркетинга выглядит достаточно патриархально. Объемы потребления никотина из года в год меняются незначительно – рост или падение на 2–3% считается рекордным. Однако за последние пять лет объемы продаж брэндов, произведенных по контракту международными табачными корпорациями в Беларуси, выросли в несколько раз. И отнюдь не потому, что белорусы стали дымить больше. Как потребляли около 19–21 миллиарда сигарет в год, так и потребляют. Откуда тогда рост? Все дело в том, что самый опасный конкурент табачной отрасли – контрафактная и контрабандная продукция. В конце 90-х – начале 2000-х годов бабушки, торгующие из-под полы табачком, – привычная картина на улицах крупных белорусских городов. Разными методами такую торговлю практически ликвидировали. Поэтому за минувшую пятилетку объемы легальных продаж увеличились более чем в 1,5 раза. Впрочем, расклад может измениться: акцизная политика и квотирование табачного импорта и в Беларуси, и в соседних странах находятся в постоянном движении.
В этом году акцизы на табачную продукцию в Беларуси повышались дважды: последний раз на 15%. Цены на сигареты подросли, но не так, как у некоторых ближайших соседей. По крайней мере, предпосылок для увеличения контрабанды это не создало. В отличие, скажем, от украинской табачной отрасли, которая испытала настоящий шок после двукратного повышения акцизов. Существенное увеличение налогового бремени спровоцировало рост нелегальных поставок в Латвии. Компания British American Tobacco Latvia (BATL) объявила даже о намерении закрыть производство в этой стране. По данным BATL, объем продаж легальной продукции за последний год сократился в Латвии на 40%, а доля черного рынка достигла 30%.
Считается, что нелегальное перемещение сигарет через границу выгодно при достижении ценовой разницы в двух странах как минимум в 50%. В принципе эта формула действительна и сегодня. Другой вопрос, что пока «белые» рынки и производители сражаются с объективными экономическими трудностями, вызванными глобальным кризисом, более мобильный «серый» рынок старается сорвать большой куш.
Российский табачный рынок проблема контрабанды волновала меньше всего, так как она составляет менее 1% от объема потребления. Зато немало хлопот российские сигареты доставляют Западной Европе. Некоторые страны ЕС известны своими заоблачными ценами на сигареты, где пачка обходится потребителю в среднем в 4–6 евро. Поэтому легально приобретенная пачка сигарет в России после своего попадания в  страны ЕС вырастает в цене более чем в 5 раз. Конечно, расходы на нелегальную «перегонку» немаленькие, но рентабельность все равно впечатляет. По доходности нелегальная торговля табаком уступает только наркотикам, оружию и детской порнографии. Поэтому и занимаются такого рода коммерцией не одиночки-контрабандисты, а криминальные группы международного масштаба.
В кризисные времена потоки табачной контрабанды резко увеличились. В этом году таможенные службы Беларуси задержали контрабандных сигарет на порядок больше, чем в прошлом году. И это вполне объяснимо. Уровень безработицы в Европе вырос, доходы у людей упали. Они уже не готовы платить заоблачные акцизы за свои вредные привычки, переключаясь на более дешевую контрабандную продукцию.
В самой Беларуси оседают лишь крохи от контрабандных потоков. Неконтролируемый рынок сигарет в Беларуси оценивается в объеме около 1 миллиарда штук. Причем нелегально в республику попадает только половина этого объема, остальное ввозится на вполне законных основаниях – вместе с туристами для личного пользования. В итоге, по оценкам экспертов, белорусский «серый» рынок табака составляет максимум 3% от общего объема потребления.
Правда, опасность увеличения подпольной торговли все-таки существует. Страна почти исчерпала резерв повышения акцизов. Если они вырастут еще раз, может образоваться критический разрыв между белорусской и российской розничной торговлей. Второй фактор – запрет импорта. Дискуссия на эту тему возникает периодически. Заграничные поставки сигарет в республику составляют не более 3–4% от общего объема рынка. Объективно республике необходимо 600–700 миллионов импортных сигарет. Однако в этом году появилась идея сократить импорт до 300 миллионов. При таком раскладе иностранные брэнды выбрали бы все квоты уже в августе – начале сентября, а дефицит некоторых торговых марок был бы восполнен за счет увеличения нелегальных поставок. Благо ситуация рассосалась и квоты были увеличены до 400 миллионов штук. И прибавка в 100 миллионов пока снимает проблему. Словом, табачный рынок на постсоветском пространстве пришел в движение.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter