«Плата за полку» и три принципа белорусской торговли

Новый закон о госрегулировании торговли и общепита принят...

Новый закон о госрегулировании торговли и общественного питания принят и вступает в действие летом. Остается время, чтобы подготовиться к исполнению и соблюдению его норм, которые направлены на развитие добросовестной конкуренции между торговыми предприятиями и на соблюдение прав потребителей. А если взглянуть шире — на выполнение стратегии развития отрасли, продиктованной интересами государства и его граждан.

Например, отныне в Беларуси запрещено закладывать в договорах поставки плату за разгрузку и выкладку продовольственных товаров в магазинах. Как заявила заместитель министра торговли Беларуси Ирина Наркевич, «договор поставки должен регулировать условия поставки и расчетов за нее и не должен включать в себя никакие другие договоры». При этом законом также установлено ограничение на заключение другого договора, предусматривающего плату за торгово-технологический процесс.

По этому поводу начальник Управления организации торговли и услуг Минторга Виолетта Брезовская пояснила, что закон запрещает субъектам торговли и общепита устанавливать в договорах поставки продовольственных товаров вознаграждения субъектам торговли за разгрузку транспорта, приемку продовольственных товаров по количеству и качеству, фасовку и выкладку и иные подобные операции. Их часто сводят в обиходе к «плате за полку, за место на прилавке». Тем не менее в коммерческой деятельности такие издержки присутствуют. А всякий труд или услуга должны быть оплачены. Поэтому для продвижения продовольственных товаров субъектами торговли (проведения рекламных акций, дегустаций, мероприятий, направленных на стимулирование работников торгового объекта к продаже конкретных товаров) необходимо будет заключать отдельные договоры возмездного оказания рекламных услуг. «Так, процессы поставки товаров и проведения рекламных мероприятий по продвижению товаров в торговле будут разделены и станут более прозрачными», — убеждена Виолетта Брезовская.

По ее словам, это начальный этап урегулирования. «Скорее всего, по результатам анализа практики применения данной нормы в законодательство будут внесены изменения. Вполне возможно, что мы вернемся к нормированию рекламных расходов на продвижение товаров в торговых объектах, которое было отменено указом Президента в 2010 году, либо будут применены иные ограничительные меры по определению объемов рекламных услуг, оказываемых субъектами торговли», — отметила начальник управления Минторга.

А еще в новом законе заложен механизм размещения и контроля деятельности магазинов. Так, государственное регулирование предполагает, в частности, упорядоченное размещение торговых объектов. «Местный орган власти должен нарисовать схему своего района, где какой объект должен быть», — пояснила эту норму заместитель министра. Сегодня объекты площадью до 400 кв. м не обязаны размещаться на схеме. В документе также прописаны права местных исполнительных органов власти. «Очень хочется нам, чтобы органы местного управления, местные исполкомы создавали подход с преференциями, в том числе речь идет об уменьшении арендной платы и определенных налогов для тех объектов торговли, которые делают, например, скидки для малообеспеченных граждан. Мы надеемся, что местные органы власти в соответствии с законом будут это развивать», — сказала Ирина Наркевич.

Сейчас в нашей стране преобладают как раз таки малые магазины площадью до 100 кв. метров. Их доля — свыше 70 процентов в общем числе объектов торговли, и Минторг хотел бы сохранить такое соотношение, в том числе реализуя недавнее поручение Президента о сохранении и развитии магазинов шаговой доступности. При этом, по словам заместителя министра торговли Ирины Наркевич, белорусская торговля базируется на трех принципах: территориальной близости магазинов, широком ассортименте товаров и доступной цене.

А ведь для некоторых значительных групп населения (женщины, воспитывающие детей, пожилые люди, инвалиды) важно иметь быстрый доступ к товарам первой необходимости. Да и всем остальным удобнее совершать повседневные покупки рядом с домом, лишь иногда выбираясь в тот же гипермаркет. Это — в городе. В сельской торговле актуально сочетание малого магазина или автолавки, которые обслуживают жителей постоянно, с универмагом, супермаркетом или специализированным магазином в райцентре, куда сельский житель приезжает иногда, как правило, за значительной покупкой.

Поэтому малые магазины, особенно для Белкоопсоюза, — ключевое звено, основа торговой отрасли, главный канал распределения и продвижения большинства товаров. И этот фактор надо учитывать, когда речь идет о задачах финансового оздоровления и укрепления позиций на рынке, поставленных перед потребкооперацией главой государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter