Пластик против бумажника

Ведь находилось лечебное учреждение далеко от столицы, в лесу, поблизости не было даже деревень. Какие там могут быть безналичные терминалы! Но кассир, принимавшая деньги, заметила, что не стоило брать столько купюр в дальнюю дорогу.

Отправляясь недавно в санаторий, по привычке взял приличную сумму наличных денег, чтобы заплатить за путевку. Сработал стереотип

Ведь находилось лечебное учреждение далеко от столицы, в лесу, поблизости не было даже деревень. Какие там могут быть безналичные терминалы! Но кассир, принимавшая деньги, заметила, что не стоило брать столько купюр в дальнюю дорогу.

 Оказалось, что и в лесу можно рассчитаться пластиковой карточкой. Кстати, безналичные терминалы теперь все чаще встречаются и в магазинах агрогородков.

Казалось бы, надо только радоваться. Банковских карточек в стране 9,8 миллиона штук — больше, чем по одной на каждого жителя, включая грудных младенцев. Но, как свидетельствует статистика, за прошлый год в общем объеме расчетов за товары и услуги безналичные платежи населения составили лишь около 13 процентов.

Специалисты считают, что по уровню оснащенности оборудованием для безналичных расчетов наша страна неплохо выглядит на фоне европейских государств. В Беларуси работают 3 250 инфокиосков, в более чем 31 тысяче организаций торговли и сервиса установлено свыше 48 тысяч платежных терминалов.

Возможно, в других цивилизованных странах количество безналичных терминалов в расчете на тысячу населения или на столько же банковских карточек чуть больше, чем у нас. Но при этом они в разы обгоняют нас по уровню таких платежей. В Евросоюзе доля наличных денежных средств в среднем составляет 10 процентов. Еще меньше эта цифра в Дании, Хорватии, Эстонии, Бразилии, Турции. В экономике Швеции, по данным Банка международных расчетов, наличные денежные средства составляют лишь 3 процента. В этой стране, кстати, даже идут разговоры о том, чтобы вообще отказаться от бумажных денег.

Во многих государствах, между прочим, безналичные платежи являются хорошим способом борьбы с коррупцией и утаиванием налогов. Скажем, получишь взятку в 500 тысяч долларов купюрами, но не сможешь их использовать. Например, в Италии запрещены наличные платежи на сумму более тысячи евро. Бумажные деньги банки не берут, чтобы положить на счет.

В конце прошлого года и мы спохватились. Разработана Государственная программа развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа на 2012—2015 годы. Первоначально разработчики программы ставили цель достичь к 2016 году 20-процентного уровня безналичных платежей, за что были подвергнуты справедливой критике. Теперь установлен более привлекательный рубеж — 50 процентов безнала.

В программе много хороших идей по развитию электронных платежей. Хотелось бы и мне внести несколько предложений. Главное в этом вопросе — изменить психологию людей. Здесь нужен пряник. Помню, в одном магазине как-то ввели при расчете карточками 5-процентную скидку. И народ массово стал использовать безнал. Потому что при покупке на сумму 150 тысяч белорусских рублей один экономил на бутылку пива, а другой — булку хлеба. Выгодно должно быть всем: и покупателю, и магазину.

Напоследок хочется сказать о жителях деревень. Думается, переход на безналичные платежи им нужен не меньше, чем горожанам. На селе жилье остается без надзора, когда человек на работе. Это провоцирует воровство, в том числе и бумажных купюр. А одинокие старики? На них ведь нападают только ради наличности. Когда же сельские пенсионеры полностью перейдут на расчеты пластиковыми карточками, уровень их защищенности автоматически возрастет.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter