Плановое мероприятие

О работе контрольных и надзорных инстанций

Проверок никто не любит. Даже те, кто чист перед законом и совестью. Если группы контролирующих товарищей навещают предприятие непрерывно, одна за другой (налоговые инспектора, пожарные, эпидемиологи, опять налоговики и пожарные...), то это превращается в одну бесконечную проверку. В стране имеется 57 контрольных и надзорных инстанций — это с учетом ведомственных. Они, если их старания не нормировать, способны парализовать нормальную работу любого предприятия. До недавнего времени так иногда и бывало.


Комитет госконтроля проверил, как обстоят дела сейчас, когда вступил в действие Указ Президента № 510 от 16 октября 2009 года «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Сотрудники КГК посетили два крупных предприятия, которые одними из первых прошли проверки по–новому.


В ОАО «Центроэнергомонтаж» есть что контролировать: более 1.100 работников и много серьезной техники. Фирма строит и ремонтирует энергетические объекты по всей стране и за рубежом, за 5 лет произвела продукции почти на 500 млрд. рублей и уплатила около 100 млрд. налогов.


Возьмем для сравнения 2008 год (в 2009–м действовал мораторий на проверки). Тогда предприятие посещали в общей сложности 11 инстанций. Являлись в удобное для себя время, никак не согласовывали визиты между собой и часто друг друга дублировали. Это была именно бесконечная проверка длиной в год.


В 2010 году состоялась только одна, плановая, которая длилась 20 дней. О сроках предприятие было уведомлено заранее, четыре инстанции работали одновременно. Никакого ажиотажа. За время проверки директор предприятия даже побывал в отпуске и командировке. Наложенные санкции были минимальны и несопоставимы с миллиардными оборотами. Все. В нынешнем году ОАО проверяющих больше не ждет.


Минский маргариновый завод чаще на слуху и на виду. Его продукты — на прилавках и столах, а история банкротства нашумела в СМИ несколько лет назад. Завод избежал краха, самостоятельно выплатив 15 миллиардов рублей долгов. В 2005 году вышел на положительную рентабельность и сейчас большие деньги инвестирует в техперевооружение. Здесь ревизорам тоже есть где развернуться.


В 2008 году завод пережил 16 проверок. Первая и последняя плановая за весь 2010 год здесь состоялась недавно. В ней участвовали 5 уполномоченных на то органов: Госкомстандарт, госконтроль, Минприроды, Минэнерго, Национальный статистический комитет. Как сказал директор завода Александр Шатило, проверяющие «по пустякам не дергали». Управились всего за месяц, серьезных замечаний не предъявили. Им тоже сказали спасибо — за то, что помогли правильно вести дела.


Неправильно вести дела могут сами проверяющие — это госконтроль также выявил. Сюда поступило несколько жалоб, которые признаны обоснованными. Самое простое нарушение: несвоевременное уведомление о проверке (не позднее 10 дней до ее начала) или неполный перечень вопросов. Даже в таком случае итоги можно оспорить. Еще новация: освобождение от административной ответственности, если нарушение несистемно и малозначимо. Например, налоговая недоплата не превышает процента от годовой суммы налогов и ошибка устранена в трехдневный срок со дня подписания акта.


В детали вдаваться не будем. Большинство хозяйствующих субъектов вскоре оценят их сами: планы проверок опубликованы на официальном сайте КГК. Конечно, указ усложнил работу контролирующих органов. Чего стоит только скоординировать, свести их на таком–то предприятии в такое–то время. Но ведь в преамбуле указа сказано, что одна из его целей — это создание «дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования».


Те, кто создает в стране продукт — промышленный, интеллектуальный, пищевой, — главные. Поэтому их больше не будут отлавливать, как «зайцев» в общественном транспорте. Отношения выходят на открытый, цивилизованный уровень.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter