Жизнь после пандемии, развитие ЕАЭС на ближайшие пять лет и международное сотрудничество — под председательством Президента Беларуси прошел онлайн‑саммит ЕАЭС

План предполагает действия

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в работу политиков по всему миру. Вот и заседание Высшего Евразийского экономического совета под председательством Президента Беларуси прошло в режиме видеоконференции. Вопросов, которые обсудили лидеры «пятерки», было немало. Встреча прошла в особом формате и получилась очень живой и откровенной. ­Александр ­Лукашенко обратил внимание, что главный вопрос на повестке дня — Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года (Стратегия‑2025):


— Данный документ — это одновременно и план действий по углублению отношений, и своего рода поворотный пункт на пути восстановления и повышения темпов развития экономик наших стран. Его подготовка шла сложно, но в целом нам удалось выйти на согласованные решения по всем направлениям углубления интеграции.


Нестандартный формат 

Среди участников заседания с белорусской стороны — заместитель Премьер‑министра Игорь Петришенко, руководители министерств антимонопольного регулирования и торговли, иностранных дел, транспорта и коммуникаций, финансов, экономики, энергетики. Кроме того, участие в саммите принял посол Беларуси в России Владимир Семашко, который находился в студии посольства в Москве.

Подобные мероприятия обычно предполагают обсуждение вопросов в узком (участвуют только ­Президенты) и расширенном составах. Однако на правах модератора после своего выступления Александр ­­­Лукашенко предложил изменить формат саммита, объединить оба состава. По его словам, два вопроса из узкой повестки — о Стратегии‑2025 и о заявке Кубы на получение статуса государства — наблюдателя при ЕАЭС — обсуждаются открыто, никаких секретов нет:

— Поскольку форма нашего разговора соответствующая, есть предложения. Первое — провести наше совещание традиционно: узкий состав, расширенный, между ними какая‑то пауза. Все как было. Или же мы можем объединить узкий и расширенный составы — тем более секретов нет — и провести единое заседание, никого не выставляя за дверь из делегаций.

Коллеги Александра Лукашенко такое предложение поддержали, после чего к трансляции подключился Президент Молдовы Игорь Додон. Изначально он как представитель государства — наблюдателя в ЕАЭС должен был принять участие только в расширенной части саммита.


Неурегулированный вопрос 

Открывая заседание, Александр Лукашенко напомнил, как недавно Президенты стран — членов ЕАЭС в формате видеоконференции обсудили наиболее актуальные вопросы противодействия коронавирусной инфекции, а также неотложные меры поддержки экономик наших стран. Сегодня нужно обсудить меры экономического характера с учетом меняющейся обстановки. 

Президент Беларуси затронул вопрос, который пока в союзе не урегулирован. Речь о ценообразовании на услуги по транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС. Александр Лукашенко подчеркнул:

— С окончательным взаимоприемлемым решением мы не можем определиться уже несколько лет. Притом что актуальность проблемы постоянно возрастает. 

Действительно, тема актуальная. Напомним, белорусский лидер месяц назад обращал внимание своих коллег: при резком изменении экономической конъюнктуры цена на газ должна быть более адаптивной, а механизм расчетов — подъемным для потребителей. Сейчас тарифы регулируются национальными законодательствами и поставки газа между странами ЕАЭС осуществляются на базе двусторонних соглашений. В то же время топливо для Беларуси обходится практически втрое дороже, чем для России, из‑за чего нашим предприятиям гораздо сложнее конкурировать на общем рынке. Между тем, как известно, идеология и методология формирования единого рынка газа уже отражены в нескольких действующих документах Евразийского экономического союза. Это мнение, к слову, разделяет и Армения.


Принять меры по защите людей 

Александр ­­­Лукашенко также обратил внимание, что текущая ситуация в мире и на постсоветском пространстве находится в постоянной динамике:

— Несмотря на это, очевидно, что ее восприятие в большинстве стран начинает кардинально меняться. Длительные карантины и самоизоляция населения отчетливо показали, что даже у сверхдержав нет запаса прочности, позволяющего в условиях закрытых границ и неработающих предприятий сколь‑нибудь значительное время удерживать от спада национальные экономики.

По его словам, все чаще звучат самые негативные прогнозы экспертов для отдельных государств и даже континентов на ближайшую и отдаленную перспективы. Одной из наиболее острых проблем они называют вопрос обеспечения населения продовольствием. 

— Поэтому сегодня нам крайне важно найти пути сохранения сельскохозяйственных и промышленных отраслей наших стран, одновременно приняв все меры по защите людей, — убежден Президент. — Надеемся, что Россия как локомотив нашего интеграционного объединения будет соотносить принимаемые меры по возобновлению экономического роста с нашими договоренностями в рамках союза по обеспечению свободного доступа товаров на рынки стран.


Не точка, а многоточие 

Всего в повестке заседания было 10 вопросов: от основных ориентиров макроэкономической политики на 2020 — 2021 годы до внесения изменений в Договор о ЕАЭС в части уплаты НДС при импорте товаров на территорию свободной экономической зоны. Что касается Стратегии‑2025, практически во всех вопросах стороны придерживаются единого мнения. Открытой пока остается только газовая тема. Так, в ходе заседания Президент России Владимир Путин выдвинул дополнительные условия по его поставкам вразрез с ранее подписанными документами. По его мнению, единый тариф может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом и единой системой налогообложения. Пока же цены на газ должны формироваться на условиях рыночной конъюнктуры. Однако такая позиция никак не увязывается с самой идеей равенства членов союза и прежними договоренностями между странами… 

В целом Стратегические направления развития европейской экономической интеграции до 2025 года лидеры стран ЕАЭС одобрили. Но проект окончательно не приняли. Вместо точки поставили многоточие. А значит, документ будет доработан с учетом ряда предложений сторон.

— Он не имеет срочных к реализации предложений. Это стратегия. Поэтому спешить некуда, за исключением пункта по природному газу. И то, даже если мы примем в такой формулировке по природному газу решение, это не конкретное решение. За ним будут следовать конкретные переговоры, — отметил Александр ­­­Лукашенко.

Позиция Глав государств — членов ЕАЭС: было бы хорошо, если бы Стратегию‑2025 приняли во время личной встречи, что называется, глядя глаза в глаза. Когда может состояться подобная? В октябре или ноябре, считает белорусский Президент.

— Я бы хотел предложить, чтобы мы сегодняшний совет рассматривали в качестве экстерриториального совета. С учетом председательства Беларуси в ЕАЭС я очень рассчитываю на проведение встречи Глав государств — членов ЕАЭС в очном формате и предложил бы ее провести в Минске в то время, когда вы сможете приехать, — отметил он. — Мы не собирались здесь уже пять лет.

Возражений не последовало. Конкретная дата мероприятия и его формат будут определены позже.

konoga@sb.by


deu@sb.by


Фото БЕЛТА

КСТАТИ

Куба изъявила желание получить статус государства — наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. Интерес к сотрудничеству с ЕАЭС эта страна проявляет практически с момента создания объединения. С 2018 года кубинское правительство и вовсе взаимодействует, сотрудничает с ЕЭК на основе меморандума о взаимопонимании. Вопрос обсуждался комиссией уже дважды, в повестку дня он был внесен и сегодня. Беларусь, Армения и Кыргызстан не возражают, однако общий вердикт следующий: нужны дополнительные консультации.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Никол Пашинян, Премьер‑министр Армении:

Фото primeminister.am
— В условиях глобальных экономических вызовов, перед которыми мы все сегодня стоим, необходимость скорейшего формирования общего рынка газа для Армении ощущается особенно остро. Как не раз мною было отмечено, единый рынок энергоресурсов с недискриминационными принципами функционирования должен стать одной из основ нашей интеграции. Без него невозможен качественный прогресс интеграционных процессов. Без него невозможно обеспечить равные условия экономической деятельности для всех участников союза. Мы исходим из того, что в Стратегических направлениях развития экономической интеграции до 2025 года должен быть зафиксирован принцип применения единых подходов к цено‑ и тарифообразованию на общем рынке газа ЕАЭС, в том числе единых тарифов на услуги, оказываемые субъектом естественной монополии при транспортировке и транзите газа. Наш союз должен стремиться к поэтапному достижению этой цели, что создаст благоприятную почву для качественно более глубокой экономической интеграции в рамках союза.

Касым‑Жомарт Токаев, Президент Казахстана: 

Фото akorda.kz
— Мы планируем принять важный стратегический документ, который определит развитие Евразийского экономического союза на ближайшую пятилетку. По сути, это большое историческое событие, которое требует тщательной подготовки со всех сторон, будь это содержание самого документа, или организационно‑протокольное оформление, или информационное сопровождение.

Учитывая особую важность данного документа, который закладывает основные контуры интеграции на годы вперед, видится целесообразным обсудить его дополнительно и принять в ходе очной встречи. Рано или поздно мы ведь увидимся друг с другом. Важно завершить строительство мощного фундамента для движения вперед: следует на практике обеспечить движение товаров без барьеров и ограничений, строить единый рынок услуг в согласованных сторонами секторах, готовиться к общим энергетическому и финансовому рынкам.

Сооронбай Жээнбеков, Президент Кыргызстана:

фото president.kg
— В нынешних условиях свободное передвижение товаров внутри ЕАЭС стало актуальным для обеспечения продовольственной безопасности. Мы вынуждены вновь обратить внимание на вопрос устранения барьеров на внутренней таможенной территории союза. У нас была достигнута договоренность о создании зеленых коридоров при поставках продукции первой необходимости. Несмотря на это, отдельными государствами — членами союза усиливается контроль и вводятся ограничения на поставки продуктов. Существующий механизм устранения барьеров неэффективен ввиду отсутствия достаточных полномочий у Коллегии Евразийской экономической комиссии. Решения комиссии об устранении барьеров некоторыми государствами‑членами исполняются не в полной мере. Предлагаю наделить Коллегию ЕЭК правом обращения в Суд ЕАЭС по наложению штрафных санкций при неустранении барьеров.

Владимир Путин, Президент России:

Фото kremlin.ru
— Мы живем в непростые времена, связанные с пандемией: это все напрямую отражается на нашем взаимодействии, на экономике, на прямых контактах между людьми, а это создает известные трудности и в реализации нашей совместной повестки дня. И тем не менее Беларусь, которая председательствует сейчас в ЕАЭС, находит возможности активно — причем, я хочу это подчеркнуть, — активно продолжать нашу совместную работу. Хотел бы за это поблагодарить Президента Беларуси, это уже второе мероприятие, которое вы проводите. И Евразийская экономическая комиссия работает активно с представителем Беларуси (Михаилом Мясниковичем. — Прим. ред.). Мне кажется, что это хороший пример для подражания. 

Игорь Додон, Президент Молдовы:

фото prm.md
— Мы твердо намерены углублять наше взаимодействие с Евразийским экономическим союзом и расширять повестку сотрудничества. Речь идет об участии Молдовы в ряде общих программ и проектов государств — членов союза. Особый интерес представляют для нас проекты сотрудничества в сфере агропромышленного комплекса, обеспечения продовольственной безопасности стран ЕАЭС. Высокий интерес Республики Молдова к Евразийскому экономическому союзу связан прежде всего с его привлекательной экономической повесткой, с обеспечением в нем свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Итак, Президенты ЕАЭС в онлайн‑формате общаются уже во второй раз. По инициативе Минска первая такая встреча прошла 14 апреля. Тогда при обсуждении темы противодействия COVID‑19 и реагирования на экономические последствия пандемии Президент Беларуси указал на основополагающий принцип, применимый к решению любой проблемы:

— Односторонние действия государств поставили под угрозу торговые отношения, кооперационные цепочки, трудовую миграцию. Отсутствие координации усилий усугубляет эти негативные факторы. Поэтому эгоистичные решения, принимаемые без оглядки на последствия как минимум в отношении ближайших партнеров, стратегически не будут иметь успеха.

Ускорение создания импортозамещающих производств, локализация на территории союза критически важных отраслей… Рецептов, как действовать в подобных ситуациях, белорусский Президент тем апрельским днем озвучил сразу несколько. Позиция Александра ­Лукашенко: действия стран — участниц ЕАЭС должны быть лишены национального эгоизма, а решения — согласованы с единым вектором направленности.

Одним из наиболее важных вопросов в ЕАЭС Александр ­Лукашенко обозначил тогда сохранение транзита. Глава государства дал понять своим коллегам: 

— Не было случая, чтобы мы запретили въезд гражданам ваших стран, да и вообще любых государств, при соблюдении установленных в Беларуси правил. Полагаю, что в данной ситуации нужно действовать в границах разумной достаточности. Мне кажется, что какой‑то транспортный коридор между странами должен сохраняться не только в Беларуси. А неплохо было бы определить этот коридор через Россию в Казахстан, Армению, Кыргызстан и так далее.

В повестке дня были и единые правила регулирования внешней торговли. Отступления, считает Александр ­Лукашенко, возможны лишь в исключительных случаях. Все решения должны быть согласованы. И прежде всего касается это удовлетворения внутренних потребностей на товары с повышенным спросом, а также тех, от которых зависит жизнь и безопасность граждан. Речь в первую очередь о товарах медицинского назначения: препаратах, оборудовании, средствах защиты.

Как видно, позиция Минска о взаимодействии в ЕАЭС всегда последовательна и в своих основах неизменна.

Мы обсудили с экспертами итоги сегодняшнего заседания Высшего Евразийского экономического совета. Вот на что они обращают внимание:

Алексей Дзермант, политический аналитик:

Фото БЕЛТА.
— Если посмотреть историю развития Европейского союза, он начинался с объединения угля и стали, то есть формирования общего рынка ресурсов, необходимых для существования материального базиса союза. Поэтому логично, что белорусская сторона, Армения, отчасти Кыргызстан настаивают на том, что, прежде чем двигаться дальше, необходимо договориться об общих принципах ценообразования на энергоносители и их транспортировку. Но дело в том, что в последнее время сильно упали цены на ту же нефть, есть проблемы и с газовой отраслью в России. То есть реально падают доходы ресурсных монополий РФ, поэтому интересы топливно‑энергетического комплекса России преобладают над союзной логикой, что напрямую влияет и на политические решения российского руководства. 

Очевидно, что провозглашенная еще в 2000‑х годах стратегия развития РФ как энергетической сверхдержавы на поверку оказалась не совсем адекватной. Ставку нужно было делать не просто на поставку ресурсов за рубеж и получение за это валюты, а на развитие собственных технологий. Теперь же эта стратегия сталкивается с идеологией Евразийского союза, каждый участник которого должен что‑то предложить, поступиться определенными интересами ради получения общей выгоды. Однако страны — производители энергоресурсов не очень‑то хотят согласовывать свои интересы, поступаться ими по отношению к союзникам. В то же время Россия требует единой налоговой, бюджетной политики и так далее, хотя это уже более поздние этапы интеграции. Нельзя ставить телегу впереди лошади. Поэтому Беларуси надо последовательно отстаивать свою позицию. 

Вадим Боровик, председатель наблюдательного совета Белорусского комитета молодежных организаций:

фото Александра
Стадуба.
— Вопросы единого рынка энергоносителей весьма чувствительны для белорусской экономики. И Беларусь не случайно настаивает на их скорейшем разрешении, поскольку только в таком случае можно обеспечить равные условия хозяйствования для всех предприятий. А так − с российской стороны декларируется свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, все прописали, и тут же выносятся за скобки вопросы газа. Это двойной подход, который мы всегда критиковали. В итоге сегодня сложилась нелепая ситуация, когда страны Западной Европы, та же Германия, где совсем другая экономическая ситуация, с точки зрения стоимости природного газа находится в более выигрышном положении, нежели главный союзник России. То есть ЕАЭС носит в большей степени рекламно‑декларативный характер. Провозгласили интеграцию на принципах равноправия, а на деле белорусская сторона до сих пор упирается в барьеры для поставки продукции, нерешенные вопросы по энергоносителям и так далее. Это явно вредит имиджу союза и снижает доверие к нему. Президент Беларуси всегда откровенно и честно об этом говорит. Как и о том, что использовать энергоносители как инструмент для давления на нас и принуждения к неким политическим решениям в плане объединения бесперспективно. Суверенитет Беларуси не имеет цены и не продается. Будем надеяться, что российские партнеры придут к единственно верному, здравому решению. 

Георгий Гриц, ректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии»: 

Фото БЕЛТА.
— Важен такой момент. Во время пандемии коронавируса идет своеобразная проверка на прочность и солидарность интеграционных союзов. Мы видим проблемы, которые испытывает Европейский союз, проблемы на уровне глобальных экономик, США и их партнеров. Поэтому, если бы по такому чувствительному вопросу, как транзит газа, Россия пошла навстречу партнерам, это было бы движением в правильном направлении. 

Что касается России, то сейчас налицо ценовые войны, кратное падение на рынке нефти, серьезный газовый конфликт с Польшей, долгоиграющая проблема по «Северному потоку — 2». Все это критично для РФ, вопрос стоит о наполнении бюджета страны, формировании ВВП. В то же время газовый вопрос является ключевым для формирования бюджетов стран ЕАЭС и проверкой на прочность союза как структуры. Поэтому нельзя затягивать с его решением. 

konon@sb.by 

mich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter