План на Цюрих

ФИФА погрязла в коррупционных скандалах...

Двести лет назад историк и писатель Николай Карамзин побывал во Франции. Русские эмигранты спросили у него:


— Скажите, а что, в двух словах, происходит на родине?


Карамзину двух слов не понадобилось, он уложился в одно, но очень емкое.


— Воруют, — ответил Карамзин.


Этот исторический анекдот имеет сегодня полное право быть отнесенным к Международной федерации футбола (ФИФА), которая накануне выборов стран — хозяек чемпионатов мира 2018 и 2022 годов (голосование состоится в Цюрихе сегодня) погрязла в коррупционных скандалах.


— Скажите, как там в ФИФА?


— Берут...


Словом по воробьям


Но во всем виноваты, конечно же, газетчики. Причем английские. Это они заварили всю эту кашу, это кто–то из них сказал: «Горшочек, вари». И он варит, заваливая нас все новыми и новыми разоблачениями. 17 октября британская газета Sunday Times сообщила, что члены исполнительного комитета ФИФА Амос Адаму, представлявший Нигерию, и президент Федерации футбола Океании Рейнальд Темари согласились принять взятку, а в обмен обещали оказать влияние на процедуру голосования. В подтверждение была обнародована стенограмма переговоров с бывшим генеральным секретарем ФИФА Мишелем Зеном–Руффиненом. В разговоре с ним журналисты представились лоббистами крупной американской компании, которая заинтересована в том, чтобы один из предстоящих чемпионатов мира прошел именно в США. Чиновник предложил услуги посредника за вознаграждение в 210 тысяч фунтов стерлингов. Какой, однако, дотошный, еще и 10 тысяч себе выторговал! Зен–Руффинен спокойно, будто речь шла о покупке двух поросят, перечислил имена членов исполкома, с которыми также можно договориться: мол, мы тут все свои, а рука руку моет. Более того, Зен–Руффинен оказался парнем с неплохим чувством юмора и одного из посредников назвал «самым большим гангстером на Земле». Предупредив, что тот не согласится сотрудничать меньше чем за полмиллиона долларов. Вот такие нынче чиновники в ФИФА. Как бы то ни было, а в результате внутреннего расследования выяснилось, что Темари и Адаму намеревались продать свои голоса за 500 тысяч и 1,5 миллиона фунтов стерлингов соответственно. Позже они были отстранены ФИФА от всей футбольной деятельности на один и три года и оштрафованы на совершенно смешные деньги в сравнении с суммами, предлагавшимися им за услуги, — на 5 и 10 тысяч швейцарских франков. Да эти ребята, может, на коктейли в баре за вечер больше тратят.


Затем ФИФА приостановила членство еще четверых чиновников из Африки, а президент федерации Зепп Блаттер признал, что разразившийся скандал повредил репутации его организации, и официально принес свои извинения. На том с гуся вода и стекла.


Сообразили на троих


День шел за днем. Спустя неделю появились новые подробности. Оказывается, в подкупе подозреваются также сотрудники двух заявочных комитетов, а именно — представители Испании и Португалии, а также Катара. А в понедельник, буквально накануне голосования, казалось, успокоившуюся гладь воды взбаламутил новый камешек. Круги от него побежали такие, что не удержишь.


В двух словах суть такова. В программе Би–би–си, посвященной коррупции в мировом футболе, был показан сюжет, авторы которого взяли на себя смелость утверждать, что в их распоряжении оказались секретные документы одной известной компании. Они свидетельствуют о том, что с 1989 по 1999 год компания произвела 175 незаконных выплат на сумму 100 миллионов долларов «целому ряду» высокопоставленных футбольных чиновников — в частности, с целью сохранить статус эксклюзивного маркетингового партнера ФИФА. В центре внимания оказались три члена исполнительного комитета. Фокус в том, что именно исполком сегодня вынесет решение, кому достанутся два чемпионата мира. Речь идет о бразильце Рикарду Тейшейре, камерунце Иссе Хайяту и парагвайце Николасе Леосе. Господа Хайяту и Леос возглавляют футбольные конфедерации своих регионов — Южной Америки и Африки, а господин Тейшейра — оргкомитет чемпионата мира–2014 в Бразилии. Би–би–си назвала конкретные суммы, которые якобы получил каждый из чиновников: Рикарду Тейшейра — 9,5 миллиона долларов, Николас Леос — 600 тысяч долларов, Исса Хайяту — 100 тысяч французских франков. Средства перечислялись через зарегистрированные в Лихтенштейне фирмы. В ФИФА пытаются «делать лицо», но репутация организации оказалась основательно подорванной, и во время сегодняшнего голосования, глядя в глаза членам исполкома, каждый вольно или невольно будет думать: «Интересно, а этот брал? А если брал, то сколько? И от кого?» Какой уж тут «фэйр–плэй»...


Денег и зрелищ!


Однако к делу. На проведение первенства 2018 года претендуют Англия, Россия, а также две совместные заявки — Испании с Португалией и Голландии с Бельгией. За турнир 2022 года поборются США, Катар, Южная Корея, Япония и Австралия. Главным фаворитом гонки–2018 считается Англия, несмотря на то, что журналисты именно этой страны оказались такими рьяными борцами за чистоту нравов и подняли столько пыли, что чихать в ФИФА еще несколько лет будут. Одним из решающих факторов, почему чемпионат должен достаться британцам, может стать финансовая сторона вопроса — консультанты ФИФА дали стопроцентную гарантию, что итоговая прибыль компенсирует все затраты на проведение турнира. То есть проведение чемпионата в Англии для ФИФА дело наиболее выгодное. Россия, к слову, по данному показателю уступает всем своим конкурентам. Наибольшее преимущество Англия имеет над своим главным конкурентом в лице России и по такому показателю, как гостеприимство. В этом компоненте ФИФА оценила родоначальников футбола в максимальные 100 баллов, а Россия вновь оказалась последней среди всех стран — у нее всего 56 «гостеприимных» очков.


Впрочем, министр спорта, туризма и молодежной политики России, глава делегации Виталий Мутко не грустит и заявляет, что его страна имеет неплохие шансы на получение права проведения футбольного первенства. «Франция получила право на проведение Евро–2016, и это нас обнадеживает. Безусловно, наши заявки разнятся, но в то же время я хотел бы остановиться на нескольких похожих моментах. Как и французам, нам предстоит построить очень много стадионов. Мы считаем, что футбол должен оставлять наследие. Если провести чемпионат мира в Англии, то он не оставит ничего за собой. В нашу заявку включены 16 стадионов в 13 городах. В каждом из них футбол даст импульс развитию всей инфраструктуры региона. Будут строиться аэропорты, отели, дороги. Наша заявка очень амбициозна. Это вызов для России. Помимо прочего, мы должны привлечь в Россию туристов. При всем богатстве природных и иных ресурсов наша страна не пользуется спросом у иностранцев. Важно, чтобы мир узнал все наши возможности».


Трудно сказать, что оставит после себя чемпионат мира в России и сколько выделенных на его проведение средств уйдут по пути, названном когда–то Николаем Карамзиным, но факт остается фактом: заявка Англии определенно сильнее других. К тому же представлять ее прибыл не министр спорта, а премьер–министр Дэвид Кэмерон. Уже в Цюрихе к Кэмерону присоединились более 30 членов делегации Англии, среди которых — второй в очереди наследников британского престола принц Уильям, мэр Лондона Борис Джонсон, наставник сборной Англии Фабио Капелло, а также звезды футбола Дэвид Бекхэм, Бобби Чарльтон, Гари Линекер, Алан Ширер, Энди Коул и Джон Барнс. Главный российский «вип» Андрей Аршавин в сравнении с ними выглядит как–то уж очень сиро...


Ну и главный аргумент. Где только не побывал в последнее время чемпионат мира, на каких континентах только не проводился, а дома, в Англии, не был с 1966 года. После турнира в Бразилии в 2014–м самое время ему вернуться на родину. Во всяком случае, это было бы логично. Хотя у чиновников ФИФА на сей счет может быть свое, естественно, непредвзятое мнение.


Условия голосования


24 члена исполкома ФИФА выберут хозяев обоих чемпионатов. Для победы необходимо, чтобы одна из заявок набрала более половины голосов (минимум 13). В случае отсутствия данного условия заявка, набравшая наименьшее количество голосов, выбывает. Во втором туре условия те же. В третьем туре (если до него дойдет дело) победит заявка с большим количеством голосов. В случае равенства голосов решение примет президент


ФИФА. Интересно, что в отличие от континентальных конфедераций представители Англии, России, Бельгии, Нидерландов, Испании и Португалии имеют право голосовать за свои заявки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter