Наш корреспондент срочно выехал на Ольманские болота, где свирепствуют пожары

Пламя берет в тиски

С начала недели горят и тлеют Ольманские болота в Столинском районе. На борьбу со стихией вышли лесники, спасатели МЧС и пограничники. Всего за несколько дней огонь уничтожил около 400 гектаров уникального природного массива, который называют «легкими Европы».

Дым над Ольманскими болотами видно еще на подъезде к ним. Ветер нагнал его на близлежащие деревни и Давид-Городок. Для жителей Столинского района пожар не опасен, ведь только до ближайших Ольман — 20 километров. Впрочем, каждое возгорание — серьезный удар по экологии и кошельку местных сельчан, которые ежегодно в сезон собирают здесь дикоросы.


До мест возгорания добраться непросто. Прямой дороги от Ольман нет. Приходится ехать либо через Туров с заездом от Дзержинска, или давить на газ по новой гравийке, проложенной несколько лет назад от деревни Теребличи. Пламя же полыхает у самой границы с Украиной, откуда, собственно, и пришла беда. Битва со стихией идет в пограничной полосе. Огнем охвачена как наша сторона, так и украинская. Вот там, прямо за нашим рубежом, как раз есть несколько деревень.

Подъезжаю к штабу спасательной операции. Кажется, попал в зону боевых действий: вдалеке клубы дыма, вокруг обгоревшие деревья. Возле палаток — люди в полевой униформе… Всего в операцию включились 170 человек. Это работники всех лесхозов области, спасатели МЧС, пограничники. В небе кружат два вертолета МЧС: Ми-8 сбрасывает воду, а Ми-2 проводит разведку. Приземлившись, заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Геннадий Ласута коротко говорит о ситуации: «Пожар охватывает до 400 гектаров. Сейчас еще два больших пожара идут из Украины. Очень мощные, и мы готовимся их встречать на границе, чтобы не пустить на нашу территорию».


Воды не хватает. Генеральный директор брестского ГПЛО Алексей Прокопов дополняет, тушить мешает сильный ветер и засуха: «Год очень нехарактерный для обычной весны. Если в прошлом году мост через реку Ствигу еще в апреле был полностью под водой, то в этом году паводка почти нет. Влаги недостаточно».

Сажусь в «Ниву» Николая Репетухи, директора Полесского лесхоза, на территории которого находятся Ольманские болота. Мчимся на пограничный пост «Мутвица». По пути справа и слева от дороги горит лес. Как внизу, так и по верху. Николай Репетуха объясняет, под каждым деревом «тушил» не поставишь. В первую очередь пламя сбивают там, где есть опасность для людей — в районе пограничного поста. Далее стихию останавливают в местах наиболее вероятного перехода огня в глубь территории болот.

На «Мутвице» настоящая передовая. Заместитель начальника Пинского погранотряда Сергей Бирюков вспоминает первые сутки: «Огонь шел по линии границы, тепловой волной перебрасывало горящие ветки на сто метров… Сейчас пост отбили противопожарными рвами, выставили расчеты. Пока по периметру поста».


На одном из участков наша машина попадает в окружение. Пламя стремительно подбирается со всех сторон. Едем вслепую — видимость нулевая. Еле-еле вырываемся на островок безопасности, где уже собрались лесники и спасатели. Сергей Воронич, тракторист Лунинецкого лесхоза, присаживается на короткую передышку:

— Таких пожаров я, конечно, не видел. Чтобы пламя аж в тиски брало. Сейчас трактором опахиваю землю. Здесь как полузащитник в футболе. А лесники уже добивают огонь. Но если пламя идет по верху, то оно все равно перекидывается.

Возвращаемся в полевой штаб. Здесь руководство операции, как и рядовые бойцы с огненным фронтом, работает днем и ночью. Тут же полевой пункт питания. Огнеборцев кормят домашней едой, приготовленной в сельском кафе. Еще перед выездом в болота зампред Столинского райисполкома Сергей Сидоревич заверил меня, что местные власти занимаются организацией питания и заправляют технику топливом.

Как раз к полудню лесхозовский УАЗ привозит обед. Завхоз Полесского лесхоза Василий Пашкевич озвучивает меню: «Борщ, макароны, огурцы. Еды хватает, вчера даже осталась. МЧС вчера были отрезаны, не могли проехать — перекинулся огонь. Я родом из Давид-Городка. Все детство провел в этих местах, тут они самые грибные. А чтобы грибницы после пожаров восстановились, надо 4—5 лет. Сердце рвется за природу. Помню, как в 2015 году горел полигон. Взрывались неразорвавшиеся бомбы. А там места, где много лосей было. Они, бедолаги, просто выходили на нас, людей, спокойно мимо проходили… Такой немой укор нам».


Есть о чем задуматься. Ольманы вполне могли бы стать туристической Меккой. Об этом говорил и директор заказника «Ольманские болота» Павел Миронович. Но пока в год Ольманы посещают 10—15 групп, в среднем по 12 человек каждая. Немного проходит гостей и через охотничий домик, которым владеет Полесский лесхоз. В среднем 10—15 человек за год. Для раскрутки Ольманского бренда нужны программы, серьезные инвестиции. Туристу, тем более заграничному, нужен комфорт. Чтобы с гостиницей, сувенирами и национальной кухней. Будет инфраструктура — будут деньги, а значит, и существенно большие вложения в охрану болот.

Есть и еще один нюанс. Заказник — не нацпарк. Это более низкая охранная степень. Поэтому территорию облюбовали ягодники, как наши, так и украинские, что тоже усугубляет пожароопасную ситуацию. Единственным выходом в борьбе со стихией лесники видят новые дороги, хотя общественники, экологи-активисты против их строительства. Но Николай Репетуха не скрывает: не приди на этот пожар оперативно техника — огонь добрался бы уже до деревни Ольманы.

Алексей Прокопов тоже уверен, что дороги проложили своевременно. Раньше, во времена военного полигона, на пожары никто не обращал внимания. Сейчас — история другая. «Легкие Европы» нужно сохранить. Хочется верить, что транспортные артерии — это первый шаг к созданию еще одного национального парка нашей страны.

СПРАВКА «СГ»

Ольманские болота, их площадь более 90 тысяч гектаров, уникальны своей многогранностью. В 60-е годы здесь создан авиаполигон для стран Варшавского договора, поэтому отсюда убрали последние хутора. От их названия и получил имя Мерлинский полигон. С распадом Союза и прекращением бомбометания Беларусь в частности и Европа в целом получили огромный комплекс верховых, низинных и переходных болот, включающих более 20 озер, песчаные дюны, поросшие лесами. Живет тут 225 видов насекомых, 8 амфибий, 7 рептилий, 151 вид птиц, из которых 25 занесены в Красную книгу, а также три вида млекопитающих из 26, обитающих в Ольманах. Плюс 687 видов растений, 12 из которых также имеют охранный статус. Сегодня здесь создан заказник.

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter