Пивная арифметика и высшая математика пивоворения

Не всякое сватовство завершается свадьбой. Так произошло и с белорусской пивоваренной промышленностью, которой в начале этого века брачные узы предложили некоторые крупные российские компании. В качестве приданого они требовали контрольные пакеты акций. Но после дотошных смотрин и утомительных переговоров стороны не нашли общего языка. Не прогадала ли от этого белорусская пивная отрасль в целом?
Не всякое сватовство завершается свадьбой. Так произошло и с белорусской пивоваренной промышленностью, которой в начале этого века брачные узы предложили некоторые крупные российские компании. В качестве приданого они требовали контрольные пакеты акций. Но после дотошных смотрин и утомительных переговоров стороны не нашли общего языка. Не прогадала ли от этого белорусская пивная отрасль в целом? Как наши пивовары собираются отвоевывать утраченные на внутреннем рынке позиции? Ностальгия «Пиво брестское привезли?» — всегда спрашивали нас, брестских журналистов, украинские коллеги во время творческих поездок в соседнюю Волынь. Брестское «Жигулевское» одно время играло даже роль своеобразной приграничной валюты. Прихватив с собой в Бресте десяток-другой бутылок, можно было с лихвой окупить, например, поездку в близлежащий Ковель. Сегодня о том времени директор ОАО «Брестское пиво» Олег Кисель вспоминает со сладковатой горечью: вкус нашего пива в Украине уже начинают забывать. Компания «Оболонь» и другие не менее мощные национальные производители прочно удерживают свой внутренний рынок. Туда сегодня трудно втиснуться даже мировым гигантам пивного бизнеса. Как же так случилось? Чье пиво мы пьем? Олег Кисель считает, что слишком долго решался вопрос о том, за какие средства перевооружать отрасль. В Украине сразу вложили деньги свои мощные олигархи, оно быстро пошло в гору. У нас решением проблемы занялось государство, но разработанная республиканская программа перевооружения перекраивалась несколько раз. Лишь в последнем варианте, рассчитанном на 2003—2005 годы, определились, что перестраиваться наши заводы будут в основном за счет банковских кредитов. В конце ХХ века белорусская пивоваренная промышленность подняла престиж янтарного напитка. В пивной бизнес ударились тогда многие. В Брестской области даже совхоз «Малоритский» начал производство. Пиво варили частное предприятие в Пружанах, консервный завод в Пинске. Если учесть, что часть продукции крупных пивзаводов тогда уходила за пределы страны, то станет понятно, почему всем хватало места под солнцем. Ситуация резко изменилась, когда, словно слон в посудную лавку, на белорусский рынок вломились российские пивоваренные гиганты. Мелкие пивоварни тут же закрылись, экономически несостоятельными стали небольшие заводы. В результате противостояния с «Балтикой» и «Очаковым» белорусы вынуждены были признать правила игры, установленные импортерами. Главное из них — сроки реализации. В технологии производства появилась пастеризация — термический процесс, в результате которого при заданной температуре погибают микроорганизмы, способные при длительном хранении привести продукт к порче. Но вместе с ними и пиво теряет определенные качества. Сейчас эта проблема решена. Но очень остро стоят другие. При официальном импорте российского пива в один миллион дал (декалитров) его нелегальный ввоз, по оценкам специалистов, выше в десять раз. Это тонко чувствуют наши пивовары, потому что, по статистике, потребление растет, а продавать товар становится все труднее. Только в минувшем году реально обозначилась тенденция к росту увеличения производства пива на наших заводах. Но если к белорусским декалитрам прибавить легальные и нелегальные российские, то возникает большое сомнение: сможет ли все это наше население выпить? Выход видится в развитии экспорта и хотя бы в частичном вытеснении российских конкурентов. Это невозможно без перехода на качественно новый технологический уровень. Одно время считалось, что это можно сделать, только обручившись с российскими гигантами. Минская «Крынiца» вела переговоры с «Балтикой», а «Брестское пиво» — с «Очаковым». Эфемерность таких надежд доказала сама логика рыночных отношений. Индустрия в пивном бокале Несколько лет тому назад руководство «Балтики» организовало для журналистов белорусских СМИ экскурсию на одно из своих предприятий в Санкт-Петербурге. Что же увидели белорусы? Высочайший уровень качества и технологий, созданный за счет вливаний скандинавского капитала. Капитал навел капиталистический порядок. Казалось бы, почему бы белорусам не пойти по пути россиян? Ведь потребителю все равно, за чьи деньги варится пиво, было бы оно вкусным и дешевым. После передачи львиной доли акций в руки новых хозяев снимало бы с себя заботу и государство. Ему оставалось бы только контролировать налоговые поступления. Между тем пиво — напиток, которому нет равного по технологической сложности и степени межотраслевого участия в его создании. Примерно 80 тысяч тонн солода ежегодно производят уникальное для всего западного региона СНГ предприятие Ивановский солодовенный завод, ОАО «Белсолод». Только 15 процентов могут закупить белорусские заводы, остальное уходит на экспорт. Пару лет назад никаких проблем с экспортом не было, т.к. предприятие беззаботно перерабатывало российское сырье. Бытовало мнение, будто бы белорусские хозяйства не в состоянии вырастить пригодный ячмень. Но это явно не устраивало государство и белорусских аграриев. В результате уже минувшей осенью «Белсолод» и все наши пивзаводы, имеющие солодовенное производство, впервые начали работать на ячмене, выращенном на белорусской земле. И сегодня мы уже пьем настоящее белорусское пиво. Сотни хозяйств от партнерства с пивоварами получили доходы, а завод в Иванове договаривается об отгрузках солода в Россию, Казахстан, Узбекистан. Выгодно заниматься и другой составляющей пивоварения — хмелем. Пока в основном он закупается в Германии и Чехии. Но есть и свои производители. Умело выращивает его, например, частное предприятие в Малорите. А еще благополучие пивоварения зависит от возможностей машиностроения, микробиологии, торговли... Словом, за обыкновенным бокалом пива — мощная индустрия, которую белорусам нужно развивать. Попади наши пивзаводы в чужие руки, не исключено, что рост белорусских предприятий искусственно сдерживали бы. Конечно же, важную роль в отказе «пивным сватам» сыграло и то, что наша банковская система смогла наконец гарантировать пивзаводам кредитную поддержку на приемлемых условиях. К концу нынешнего года белорусские заводы должны освоить кредитные ресурсы в сумме свыше 111 миллионов долларов. Почему баварцу понравилось «Беловежское» Брестскому пивзаводу на реконструкцию надо 16 миллионов долларов. Почти половина уже освоена, причем ОАО «Брестское пиво» по возможности старается не увеличивать свой долг перед «Приорбанком». Вкладывают собственные средства. Брестчане завершают монтирование комплекта оборудования немецкой фирмы «HUPPMAN». И скоро (уже в этом году) весь процесс — от закладки сусла до розлива готового напитка — будет протекать внутри замкнутой системы, почти без участия человека. Выпуская сегодня около двух миллионов дал пива, брестские пивовары после ввода новой линии планируют увеличить производство на 70 процентов. В перспективе же, чтобы в срок погасить кредит, планируется довести объемы до пяти миллионов дал. Тогда придется повысить отдачу солодовенного производства и перестроить взаимоотношения с поставщиками сырья (сорок хозяйств Брестской области закреплены за предприятием). Больше выпускаешь – больше надо продавать, и «Брестское пиво» уже заранее в корне меняет стратегию взаимодействия с торговлей. Но все это по значимости ни в какое сравнение не идет с таким понятием, как качество. Кажется, брестское пиво начинает возвращать свой былой престиж. Например, совсем недавно в Минске на базе лаборатории БелНИИ пищевых продуктов дегустационная комиссия в составе специалистов «Белгоспищепрома» и Мин-здрава оценивала качество 16 белорусских сортов пива и шести российских. Так вот, лучшим в ходе анонимной дегустации было признано пиво «Беловежское». Кстати, оценка минских дегустаторов совпала со вкусами настройщика оборудования из Баварии. За это время он успел пристраститься к «Беловежскому». Как объяснил немец брест-чанам, на его родине пиво уже не то, что было раньше. Человеческий фактор в пивоварении постепенно сводится на нет, пиво теряет индивидуальные вкусовые качества, которые он обнаружил, отведав брестский янтарный напиток. Так что в погоне за пивными глобалистами, видимо, не стоит полностью отказываться от старых технологий. Что ж, гонка за симпатиями покупателей началась. Кто в ней будет лидером, покажут витрины магазинов уже в этом году. *** Наша справка: Статистика свидетельствует, что Беларусь не вышла на уровень производства пива, который наблюдался в 1990 году (32,8 миллиона дал). В 2003 году было произведено 20,6 миллиона при 26,5 миллиона дал по программе развития отрасли. В 2004 году – уже 22,7 миллиона при плановых 32 миллионах. На 2005 год республиканская программа намечает 50—60 миллионов, что вряд ли выполнимо, хотя специалисты и ожидают прирост производства пива на четверть.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter