Что изменится после принятия Закона “Об обращениях граждан и юридических лиц”

Письмо особой важности

Интернет-приемных станет больше
Президент подписал поправки в Закон “Об обращениях граждан и юридических лиц”.  Что меняется? Об этом корреспондент “НГ” побеседовала с заместителем председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Оксаной Нехайчик. 

— Какие принципиально новые изменения появились в Законе?

— Главные нововведения коснулись порядка рассмотрения электронных обращений. Их необходимость продиктована временем. Согласно предыдущей редакции Закона, нужно было отвечать на все обращения, поступившие на электронную почту госоргана. Планировалось изменить подход и рассматривать только те письма, которые приходят на официальный сайт в специально отведенные для этого рубрики. По-другому, их называют электронными приемными. Но в итоге было решено оставить привычный способ обращений на почту, не исключая возможности пользоваться и официальным сайтом. Совмину дано поручение разработать единые требования к таким рубрикам. Пока у каждого госоргана своя система. К кому-то можно напрямую написать с любого компьютера, у кого-то надо вводить специальный пароль, не везде можно прикрепить файл, подтверждающий переписку. И еще один важный момент. Теперь при поступлении одинаковых обращений от разных заявителей (к примеру, жильцы одного микрорайона жалуются на то, что плохо ходит транспорт) власти могут публиковать на официальном сайте единый ответ на эти вопросы. 



— Для того чтобы получить разъяснение, гражданину иногда приходится постучать в двери не одной организации. Как этого избежать?

— В разделе “обязанности заявителя” сделано существенное уточнение — он обязан направлять обращения в  госорганы, компетентные (!) дать на него ответ. Все-таки хочется приучить наших людей обращаться по назначению. Тем более это в их же интересах, так как сокращается время рассмотрения письма. Это не значит, что, если завтра оно попадет не туда, куда нужно, его откажутся рассматривать. Просто заявителя проинформируют, куда следует обратиться. Такой подход позволит избежать формализма — когда отписался, но проблема не решилась. Плюс ко всему срок рассмотрения обращений будет начинаться только со следующего дня после его регистрации.  

— Одна из норм Закона касается профессиональных жалобщиков. За необоснованные обращения с них могут взыскать расходы на работу экспертов, почтовые услуги, выезды, которые были необходимы для решения вопросов. 

— Да, но эта норма не новая. Причем таким правом госорганы пользуются крайне редко. Взыскание расходов предусматривается только в том случае, если человек по одному и тому же вопросу в одну и ту же инстанцию обращался неоднократно и ему уже не раз отвечали. Разумеется, это отвлекает от работы. Но таких граждан у нас мало. 

— Помимо обращений есть и другие формы связи с гражданами. Все чаще проводятся прямые линии. Налажена практика личных приемов депутатами, местными властями. Как это сказывается на количестве обращений?

— Ряд проблем благодаря такой работе удается решать оперативно. Например, сокращается количество коллективных обращений. Тем не менее есть ряд вопросов из разряда “касается лично меня” (речь идет о жилфонде, ремонтных работах, бытовых отношениях), которые всегда были, есть и будут. Причем зачастую людям требуются лишь разъяснения. 

— Как налажена работа с обращениями граждан за рубежом?

— В России и Казахстане электронные обращения называются “электронные документы”. В Казахстане их рассматривают только при наличии цифровой подписи, в России они должны оформляться согласно определенным требованиям. У нас в этом плане правила не столь строгие. В Евросоюзе данному вопросу и вовсе не уделяют много внимания. Там популярен лозунг: “все в твоих руках”. Кстати, такой опыт может быть полезен и для нас, поскольку держать ответ перед гражданами должны не только госорганы. В наш Закон вовлечены индивидуальные предприниматели, чего, кстати, нет в России и Казахстане. Их не обязывают создавать сайты и выделять там специальную рубрику, но как минимум должна быть Книга замечаний и предложений. В целом же система работы с обращениями граждан у нас налажена на самом высоком уровне. Стран, где механизм выстроен столь эффективно, мало. 

sydas@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter