Письма в редакцию

Чем разводиться, лучше не сходиться Сколько сейчас у нас регистрируется браков и сколько разводов - не суть важно.
Чем разводиться, лучше не сходиться

Сколько сейчас у нас регистрируется браков и сколько разводов - не суть важно. Думаю, эти данные мало чем могут утешить. Причин, по которым люди хотят создать семью, не так уж много, чего не скажешь о разводах. То характерами не сошлись, то муж - пьяница и дебошир, то всему виной супружеская неверность, материальные трудности. Но ведь жизнь никогда медом не была. Наши деды и прадеды, бабки и прабабки переживали войны, разруху, голод и нищету, но друг в друге зачастую души не чаяли и не бежали разводиться из-за мелкой семейной ссоры. Потому что серьезно к браку относились, чувствами направо и налево не разбрасывались. Нынче что жениться, что развестись - пара пустяков. Но "крайними" в такой беспечности супругов нередко бывают дети. Они особенно остро переживают и страдают от разводов родителей, теряются - с кого теперь брать пример, кого называть папой, мамой... Конечно, дети не будут счастливы в семье, где родители не уважают друг друга, где пьет отец или мать. Но разводиться по пустякам, из-за "не сошлись характерами" - глупо. Как глупо обманывать себя, что, избавившись от неподходящего супруга, можно легко и счастливо жить в другом браке. Тот, кто был разведен, знает, как сложно, а подчас невозможно найти лучшую замену тому, что было. Прежде чем решиться создать семью, стоит несколько раз подумать: а способен ли я сейчас взвалить на себя эту ношу, а тот ли это человек, что мне нужен. Простая, банальная истина, только обращаемся мы к ней крайне редко. Если есть хоть тень сомнения в будущем браке, лучше еще год-другой походить в женихах-невестах, "дозреть". Себе же дешевле обойдется.

Николай НОВИКОВ,

Ганцевичи.

Женский голос

"Перемен! Мы ждем перемен!" - эти слова известной песни в начале 90-х определяли наши умонастроения, желания, мечтания. В этом общем хоре звучал и женский голос. Сегодня же, подводя итоги прошедшего десятилетия, аналитики отмечают, что одной из главных движущих сил свершившихся перемен и одним из основных достижений минувшего ХХ века стало женское движение, массовый прорыв женщин в сферу управления обществом, в политику.

В нашей стране этот прорыв начинался в стареньком здании на улице Комсомольской в Минске. В комнату на последнем этаже приходили по вечерам женщины. Не потому, что им пойти было больше некуда. У всех были семьи, да и в профессиональной сфере они были вполне успешны. Просто были эти женщины активны и неравнодушны, а потому первыми откликнулись на зов эпохи перемен. Вели женщины отнюдь не дамские беседы, а серьезный разговор - о демократизации общества и гендерном равноправии, об экологических проблемах и новых формах занятости на рынке труда, о демографической ситуации и здоровье женщин.

Так начинала свою деятельность одна из первых и самых массовых сегодня женских организаций Беларуси - Женское независимое демократическое движение, которое так определило свою миссию: "Изменить статус женщины в обществе путем изменения ее собственного самосознания и инициативного поведения". Задача, прямо скажем, не из легких. Особенно учитывая традиционно сложившийся в нашем обществе расклад ролей: мужчина - главный работник, гражданин и защитник, а женщина - второстепенный... Сегодня, через 10 лет, можно сказать, что и женский голос окреп, и статус, и самосознание, и поведение женщин в обществе меняются - в немалой степени благодаря усилиям самих женщин и их лидеров. А лидеры ЖНДД, те, кого объединяет движение, прежде всего сами добились жизненного успеха. А успех, как известно, заразителен, он притягивает и вдохновляет окружающих. И в этом, наверное, секрет высокого КПД организации, ее массовости. Свою программную деятельность ЖНДД осуществляет через женский образовательный консультационный центр. Семинары, а их прошло более 100, тренинги, встречи с лидерами международных женских организаций, которые регулярно проходят в центре, стажировки женщин-предпринимателей - все это помогло сотням женщин из разных регионов страны найти свое место в общественной жизни и в бизнесе, в исследовательских проектах и в международных программах. Образовательными услугами организации воспользовались 3 тысячи женщин, консультационными - 1,5 тысячи, информационными - более 5 тысяч женщин.

Женское независимое демократическое движение сегодня - авторитетная организация не только в нашей стране, но и за рубежом. Организация провела 5 международных конференций по различным проблемам положения женщин. Ее представители участвовали более чем в 20 международных форумах, в том числе в работе Глобального саммита женщин-политиков, IV Всемирной конференции по положению женщин. ЖНДД входит также в различные международные женские сети, представляя интересы белорусских женщин. А главным в своей деятельности на будущее ЖНДД обозначила две равнозначные стратегии: демократизацию общества и реализацию политики гендерного равенства.

Людмила КОНСТАНТИНОВА.

Я "косить" не буду!

Странная ситуация складывается. Женщины сетуют, что мужик нынче пошел хлюпенький, слабенький, ненадежный. Жизнь за мужем, как за каменной стеной, - почти из области фантастики или, скорее, из старых бабушкиных сказок. Но чтобы из собственных детишек воспитать могучих, сильных и мужественных, это - ни-ни. Сердобольные мамаши заставляют своих сыночков в детстве часами музицировать на фортепиано, позволяют часами сидеть за компьютером, потчуют булочками. Считают, что пусть, мол, сынок лучше при ней будет, под надзором, так спокойнее, а всякие там футболы и каратэ чреваты синяками и побитыми коленками. Под таким колпаком гипертрофированной заботы может вырасти только хлюпик и маменькин сынок. Где уж ему отжаться от пола хоть 5 раз, и на турнике у него выходит лишь одно упражнение - "дохлая сосиска". В моем 11-м классе, например, нормы по физкультуре могут осилить только 3 человека. А когда ребятам приходит время служить в армии, начинается самое интересное. Родители бьют тревогу: нашему умненькому мальчику не место в казарме. Дискуссии вокруг призыва доходят до абсурда: трусливые сынки и перепуганные родители требуют переписать законы. И все только для того, чтобы их тепличным мальчикам, не дай Бог, не пришлось в жизни тяжело. О всяких ухищрениях, как профилонить призыв, даже школьники наслышаны предостаточно. Под кого только не "косят" - больных, хромых, фанатично верующих и дефективных! И ведь некоторым удается!

Я считаю, что если с детства учить мальчишку ловчить и изворачиваться, то не мужчина из него вырастет, а приспособленец и подлец. Такую он потом и жизнь проживет. Получается: "косарю" - "косарево". Не могу понять одного: чем это так страшна армия моим одногодкам? Случается, что на "гражданке" гораздо опаснее (выпивка, наркотики, шальные вечеринки, СПИД), чем в казарме. Там хоть научат дисциплине и порядку. Мне рассказывали старшие ребята: иногда в армию попадают такие горе-новобранцы, что не умеют даже постель за собой заправить и не знают, с какой стороны к метле подойти. Таким армия, я считаю, позарез нужна - чтобы от маминой юбки оторваться. После недавно принятого законопроекта, позволяющего проходить срочную службу в резерве, вообще жаловаться смешно. Особенно тем мамашам, которые переживают за своих умненьких сыновей. Правильно и то, что учеба в институте наконец-то не спасает от армии. Ведь очень многие ребята поступают в вуз не потому, что жаждут знаний, а чтоб не попасть в казарму. Знаю, когда придет мое время надевать гимнастерку, сделаю это с честью, как сделали в свое время мой отец, дед, прадед. Знаю, что мама тоже будет волноваться и плакать, провожая сына в армию. Но как бы тяжело мне ни было в "учебке" и на марш-броске, у меня никогда не будет сомнений, что поступил верно, не "закосив" от армии.

Александр ШАРКОВЕЦ, одиннадцатиклассник.

Витебск.

Разрешите усыновить собственного сына

Мой первый брак удачным никак не назовешь: детей не было, мужа посадили. Вовремя развестись я не успела - сначала не было денег, чтобы уплатить госпошлину, потом сломала ногу и долго находилась в гипсе. Так и получилось, что, официально будучи замужем, я стала жить с другим мужчиной. Буквально через несколько дней после того как подала заявление на развод, я родила сына от сожителя Руслана. Ребенка нужно было зарегистрировать. И его зарегистрировали... на официального мужа (несмотря на то, что он сидит в тюрьме, дело о разводе отложили на три месяца). Естественно, он отказался от чужого малыша, что подтверждено судебным решением. Там же, на суде, меня заверили, что препятствий для перерегистрации сына на настоящего отца теперь нет. Не тут-то было. Для начала в загсе нам предложили зарегистрировать брак, что мы с Русланом и сделали. Затем потребовалось менять паспорта - нам уже исполнилось по 25 лет. А когда все было улажено, работники загса сообщили, что просто оформить ребенка на настоящего отца все равно не могут - его нужно усыновлять!

Сейчас мы живем у моей мамы в Солигорском районе, собираем необходимые справки. Но где смысл всего происходящего? Ребенку исполнился год, а у него есть только имя. Фамилия и отчество недействительны (отцовство первого мужа аннулировано, а второго - еще не подтверждено документами). Как выбраться из этого заколдованного круга? Зачем на бумаге плодить "безотцовщину" при живом и любящем родителе?

Анна КУЗЬМИЧ,

Солигорский район.

Черное и белое

Во время войны немцы и полицаи расстреляли мою мать и старшего брата, сожгли родную деревню Великий Бор, что на Гомельщине. Я видел смерть своих односельчан - их затолкали в конюшню, прошили автоматной очередью и подожгли... И во мне долгие годы жило чувство огромной ненависти к немцам. Но со временем сквозь воспоминания стали пробиваться и светлые моменты.

...Товарный состав, который вез на работу в Германию молодых и крепких белорусов (в их число попал и я), шел медленно, то и дело останавливаясь, чтобы пропустить другие поезда. Случалось, на отдельных станциях и полустанках нас задерживали на долгие часы. Тогда немцы отпирали тяжелые двери-засовы, мы жадно глотали свежий воздух. На одном из полустанков к нашему вагону подошел немолодой уже немец (на вокзалах почти всегда было много фронтовиков. Они либо ехали к местам военных действий, либо возвращались оттуда). Оглядевшись по сторонам и стараясь остаться незамеченным, он отдал нам весь свой запас продуктов. Затем вынул из кармана кителя фотокарточку и на ломанном русском сказал: "Это есть мой фрау-жена и маленький киндер". И заплакал... По глазам было видно - ему не нужна эта война. Он так же, как и мы, любил свою жену, хотел растить детей, радоваться каждому новому мирному дню.

Потом по пути нашего следования он еще не раз подходил к вагону и передавал нам свои суточные пайки - хлеб, яйца. Этой еды, естественно, даже попробовать не всем хватало. Но сам факт, что немец, враг, пытался хоть чем-то помочь, очень тронул всех нас.

Николай ХОРОШКО,

Брест.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter