Письма с войны

Почти 60 лет отделяют нас от Великой Отечественной войны.
Почти 60 лет отделяют нас от Великой Отечественной войны. Это своего рода время созревания истории. Но, к сожалению, такой срок отдаляет нас и от погибших героев. Со временем их образы теряют живость и конкретность, остаются только штампы: "геройски сражались", "проявили стойкость и мужество", "отдали жизнь за Родину"... Слова и мысли героев, бережно сохраненные родными, - вот подлинные реликвии Великой Отечественной. Они уже никогда не умолкнут, как бы далеко ни отодвигало их время.

Один из тех, кто сделал для Победы все, что мог, - полковник Семен Федорович Кутепов. Его 388-й стрелковый полк в июле 1941 года сражался под Могилевом на Буйничском поле, отражал танковые атаки противника, рвавшегося к городу. Почти все бойцы погибли. Благодаря Константину Симонову сотни тысяч людей знают о Кутепове как о защитнике Могилева. А каким он был в мирной жизни, в отношениях со своей семьей? С неожиданной стороны он раскрывается в письмах к жене. Полковник успел написать их всего 4: в период с 28 июня по 8 июля 1941 года, во время следования 172-й дивизии в Могилев и во время подготовки города к обороне. К 60-летию обороны города письма отца передал в краеведческий музей его сын Владимир Семенович.

Почерк полковника уверенный и спокойный. Кутепов еще в мирной жизни, по эту сторону войны. Только что он покинул любимую жену Зинаиду и детей: 9-летнюю Татьяну и 3-летнего Володю. Мысленно он еще с ними. К жене обращены спокойные и ласковые слова, он не хочет напугать ее предстоящими трудностями: "Живи спокойно и помни то, что много людей живут в худшем положении. Я, как мы все, надеюсь скоро возвратиться с победой. Впоследствии сообщу свой полевой адрес, и тогда будем регулярно переписываться".

Последнее письмо датировано 8 июля. Оно самое нежное: "Моя любимая Зозо..." Для Зинаиды это письмо было прощанием мужа с родными. Он со своим полком уже на том, военном, берегу. Впервые он посылает жене адрес своей полевой почты: "Действующая армия. Почтовая полевая станция N 106, 388-й стрелковый полк". Неизвестно, дошло ли до него хоть одно письмо от жены. Но от него она писем больше не получила... Несколько дней спустя после отправки последнего письма полковника Кутепова, уже обстрелянного в бою, увидит на Буйничском поле Константин Симонов: "Это был высокий худой человек с очень некрасивым, усталым лицом, с ласковыми не то голубыми, не то серыми глазами и доброй детской улыбкой. Старый служака, прапорщик военного времени в первую мировую войну, настоящий солдат, полковник Кутепов как-то сразу стал дорог моему сердцу". И здесь Кутепов скажет писателю свои главные слова: "Мы так уж решили тут между собой: что бы там кругом ни было, кто бы там ни отступал, а мы будем стоять, пока живы". Он навсегда остался в Могилеве, и жаль, что нет могилы, у которой можно было бы почтить его память. Своеобразным памятником ему стала улица в заднепровской части города, носящая его имя.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter