Примета времени: в стране снижается бумажный документооборот

Письма по адресу

Об электронной переписке

Примета времени: в стране медленно, но снижается бумажный документооборот, поэтапно переходим на электронную переписку. Оперативно, удобно. Однако письмо бобруйчанина Александра Окунева в редакцию «СБ» заставило задуматься вот над чем. Насколько надежны интернет–послания? Не прочтет ли мое письмо кто–то посторонний? Не растрезвонит ли о проблемах автора по всему свету?


Александр Окунев время от времени переписывается с госучреждениями по электронной почте. Так удобнее передавать фотографии и другие материалы. Но иные электронные адреса серьезных служб ему не внушают доверия. Часто даже зарегистрированы на сервисах соседнего государства — yandex.ru, mail.ru.


Посудите сами: бесплатные интернет–сервисы, администраторы которых при желании вполне могут ознакомиться с содержанием посланий. А ведь по закону об обращениях граждан работники при должности не имеют права разглашать сведения о личной жизни авторов писем без их согласия. Запрещено предавать огласке и иные охраняемые законом тайны, содержащиеся в электронных обращениях. Но разве при такой ситуации можно что–то гарантировать?


Звоню в отдел идеологической работы Бобруйского горисполкома. Его электронный адрес, записанный у меня в блокноте — bobruisk–sait@tut.by, мне доверия тоже не внушает. Однако специалисты отдела успокоили: с начала 2013 года электронные адреса всех исполкомов Могилевщины сменились, чиновники перешли на другой сервис. Теперь в Бобруйский горисполком следует обращаться по адресу bobruisk–sait@mogilev.by. К тому же моя собеседница заверила: хранить тайны госслужащие умеют. Письма доступны даже не каждому работнику горисполкома, не говоря уже о посторонних. В отделе обращений граждан назначен человек, ответственный за работу с электронной перепиской. Вся корреспонденция из «паутины» регистрируется, рассматривается в положенные по закону сроки. Затем компетентные специалисты принимают меры, отвечают на письма.


Примерно то же самое мне говорили в Могилевском облисполкоме, в правоохранительных органах. Хотя к электронным адресам некоторых подразделений этих служб также могут возникнуть вопросы. Например, такой: если везде есть работники, ответственные за электронную переписку, почему на сайтах государственных учреждений не указаны их имена и фамилии?


Как известно, при обращении в государственное учреждение даже в электронном варианте каждый из нас должен обязательно представиться: указать имя, фамилию, домашний адрес. Иначе в большинстве случаев жалобу просто не примут, проигнорируют. Но, согласитесь, не очень приятно общаться с собеседником, который все о тебе знает, не раскрыв при этом себя...


Комитет по стандартизации утвердил требования к интернет–сайтам государственных органов. В частности, по обеспечению безопасности информации. Согласно требованиям доступ к работе с обращениями граждан должны иметь только специалисты с соответствующими полномочиями. Эти сотрудники и несут ответственность за обеспечение безопасности информации при работе в сетях общего пользования. Пункт о неразглашении тайн должен быть отражен и в инструкции администратора сервиса. А инструкция, в свою очередь, является составной частью политики информационной безопасности. Но почему носители наших тайн предпочитают держать свои фамилии в секрете?


В отличие от сайтов требования к электронным адресам госучреждений, похоже, нигде не прописаны. Во всяком случае, при всем своем старании и журналистском упорстве я таковых нигде не нашла. Позвонила специалисту в сфере информационных технологий Александру Лазареву. Его точка зрения по этому поводу меня, признаться, несколько озадачила. Оказывается, работники различных учреждений чуть ли не вынуждены заводить электронные адреса в раскрученных сервисах. Ведь именно с них можно вести активную переписку. А еще откуда? Конечно, есть государственная почта, по которой различные службы связываются между собой. Но людям со стороны она недоступна — письмо не дойдет. Есть почта belpak, работой которой многие не удовлетворены. А какие еще варианты?


Надо учесть и такой момент: бесплатная почта для владельцев ресурсов, предоставляющих нам эту услугу, совсем не бесплатна. Борьба со спамом, защита от вирусов и вредоносных рассылок требуют серьезных вложений, серверы съедают массу дорогостоящей электроэнергии. Нужно зарабатывать немалые капиталы, чтобы не прогореть. На чем? На рекламе. Но на никому не известном портале никто рекламироваться не будет. Новая почтовая служба, пожелай ее кто–то открыть, окажется нежизнеспособной.


И все же, на мой взгляд, вопрос требует проработки. Наводить порядок с электронными адресами нужно. Потому что сегодня, как ни убеждай в обратном, многие считают: бумажная переписка пока надежнее.

 

Советская Белоруссия №107 (24244). Четверг, 13 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter