Письма из Пекина

Дорога полна неожиданностей
Дорога полна неожиданностей

Нет, что ни говорите, а странные люди эти китайцы — обсуждают такие проблемы, которые, например, нам и в голову не приходит обсуждать. Может ли дорожная полиция работать «в тени»? Законно ли это? В смысле — имеют ли право дорожные полицейские («гаишники» по–нашему) стоять не открыто, а прятаться, чтобы выловить побольше нарушителей правил дорожного движения? Вот такой вопрос волнует китайское общество. Не всех, конечно, а тех его представителей, которые обзавелись собственным транспортом. Вещь эта в Китае по–прежнему статусная, даже среднему классу не совсем доступная, так что счастливчики о существовании прав и свобод знают и готовы за них бороться. Вопрос — как?

Дорожная полиция в Китае — люди серьезные, разговаривать с ними рекомендуется заискивающе, преданно глядя в глаза и мусоля в руках бумажку с портретом Мао. Если кто не знает — на всех китайских народных деньгах (именно так переводится название местной валюты) изображен Мао Цзэдун. «Великий кормчий» знает о каждом вашем шаге и платит за ваши тайные желания!

Да, насчет дорожной полиции. По личным наблюдениям, как только на перекрестке появляются эти прекрасно экипированные ребята в солнечных очках (привет Голливуду!), сразу заканчивается порядок. Хотя, по большому счету, то, что происходит на китайских дорогах, порядком можно назвать лишь с очень большой натяжкой. Но если образовалась большая, непреодолимая пробка, у нее обычно два объяснения: авария или движение регулирует полицейский. Присутствие людей в форме, как правило, не дисциплинирует. Если у нас принято хотя бы у стационарных постов ГАИ ехать, не превышая предписанную скорость, — в знак уважения, то китайские водители не утруждают себя и этим.

Потому такую бурю и вызвала практика, которую китайская дорожная полиция позаимствовала, возможно, у своих дальневосточных коллег: прячемся за углами, в низинах и под кустами, внимательно следим за проезжающими машинами, внезапно выскакиваем и хватаем. В прошлые годы тактика эта была знакома каждому нашему автомобилисту. Теперь, после соответствующего указания министра внутренних дел, ее запретили. Все работают легально.

Как и наши прежде, китайские водители возмущены. Они говорят, что такие «теневые» проверки — вопиющее проявление недоверия. Они говорят, что будут нервничать за рулем сильнее обычного, предполагая за каждым придорожным кустом затаившегося полицейского. А нервных водителей на китайских дорогах, я вам скажу, и так — выше крыши. В общем, автомобилисты пытаются бороться за свои права.

Водительская дисциплина — штука удивительная, согласитесь. Что может заставить вас соблюдать правила дорожного движения? Может быть, неотвратимость наказания? В Лондоне я год провела за рулем. Дорожного полицейского не видела ни разу, честное слово. Самые страшные люди для тамошних автомобилистов — это «тикетеры», те, которые выписывают штрафы за неправильную парковку. Ими можно детей на ночь пугать: только зазевался, задержался на стоянке на пять минут дольше, чем положено, — будь любезен, 30 фунтов. Дорожная полиция там под кустами не сидит и в лощинках не прячется. Более того — всегда предупреждает: «Внимание, через 50 метров камера, фиксирующая скорость!» И если вы, несмотря на предупреждение, проехали со скоростью выше положенной, номер вашего авто сфотографируют и пришлют на домашний адрес счет фунтов на 80. Очень спешите и проехали по полосе для автобусов? Это удовольствие обойдется в те же 80 фунтов. Так что британские водители — люди дисциплинированные (если, конечно, дело не касается того, чтобы занять единственное оставшееся место для парковки — тут уж не до политеса).

Знаете, что меня потрясло в мой последний приезд в Минск? У нас стали водить почти так же, как в Китае, — чем больше машина, тем наглее водитель. А как там насчет прав и свобод пешехода?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter