Об отношении к родительству

Пишите свой семейный сценарий

День защиты детей прошел под аккомпанемент красивых фактов. Рождаемость идет вверх. Количество «отказников» уменьшилось. Дети, бывшие в социально опасном положении, чаще возвращаются в свои семьи или находят новые. Но вот «после бала» наблюдения отнюдь не праздничные. Говорят, чужих детей не бывает... Эта популярная сентенция мгновенно перестает работать, стоит какому–нибудь малышу раскричаться в людном месте. Одни осуждающе покачают головой: мол, с ребенком дома надо сидеть, другие сделают замечание вроде «ремня, а то разбаловали». Чужие дети, чужие родительские сценарии раздражают — этот посыл явно считывается и с интернет–просторов, где лукавить смысла нет. «Под раздачу» попадают многодетные, матери–одиночки, приемные родители... Поразительно, как это возможно в стране, где всегда были сильны традиции и столько делается для повышения статуса семьи!



Даму в декрете осудят за то, что три года теряет квалификацию. Выйди она на работу — тоже плохо: будет не вылезать из больничных. Стали приемным родителем — конечно, это неспроста, тут явно усмотрят меркантильный интерес. Родили третьего, четвертого — понятно же, из–за квартиры. Эти махровые, мелочные, безапелляционные суждения как ржавчина разъедают всегда у нас существовавшее уважительное отношение к родительству. На поддержку семей, меры по увеличению рождаемости государство тратит огромные средства и усилия. Да, это и пособия — в этом году появились новые: для тех, кто воспитывает детей от 3 и до 18 лет, а также семейный капитал. И помощь в решении жилищного вопроса. Если для кого–то экономические стимулы стали дополнительным аргументом родить еще одного ребенка — это же отлично! Такую цель и преследовала страна, стремящаяся улучшить демографию. И это работает, недаром же последние годы рождаемость идет вверх. В 2014–м на свет появились 118.534 маленьких белоруса, и большей частью это были вторые, третьи и последующие дети.

Не верю, что можно сознательно выбрать родительство, тем более многодетное, ради каких–то преференций. Отдать без остатка свои дни и ночи, мысли, способности, даже здоровье воспитанию нового поколения. На это способны далеко не все — так почему мы столь скоры на осуждение? Да, возможно, имеются и неприглядные примеры, но этот отход от нормы глупо экстраполировать на явление в целом. Кстати, и в самой системе поддержки многодетных есть момент, никак не работающий на повышение их престижа. Бесплатное питание, предоставляемое детям из больших семей в школе, в худшую сторону отличается от того, за которое родители платят. На мой взгляд, это, как и расхожий в школах термин «бесплатник», ребенка унижает, показывая, что он вроде бы не такой, как все. Знаю, что именно поэтому семьи, у которых есть возможность, и не пользуются подобной льготой.

Думаю, что отношение к чужим детям — лакмусовая бумажка, говорящая всю правду об отношении к своим. Ведь с этим у нас тоже есть проблемы. В мексиканских сериалах был штамп: как только героиня беременела, соперницы кусали локти, потому что будущий отец сразу же делал выбор в ее пользу, заранее обожая наследника. В нашей жизни все часто заканчивается лаконичной формулировкой «ты мне роди, а я перезвоню». Для части мужчин дети — это пришельцы, инопланетяне, вторгшиеся в их жизнь с недобрыми намерениями оттяпать часть зарплаты. Поэтому от них и надо держаться подальше. Отсюда многотысячная армия злостных неплательщиков алиментов, которая не дает передохнуть судебным исполнителям. Так из радости родительство трансформируется в источник проблем. В этом году у нас какая–то особенная концентрация шокирующих историй. Вот одна мама утопила двоих малышей в ванной, а другая удушила новорожденного и спрятала труп на балконе. Ужасающее совпадение — вынесение приговора аккурат в День защиты детей женщине, сбросившей сына из окна многоэтажки. Не оправдывая, но пытаясь понять: почему отцы, как правило, оказывались на задворках этих историй? Зато, по иронии, именно мужчины громче всего ратуют за запрет абортов, как только эта непростая тема всплывает в обсуждениях. И они же победно восклицают: «Да кому она нужна теперь, с прицепом!», останься мама по воле судьбы одна с малышом на руках. Или вот еще неприглядные факты: каждая пятая семья с детьми у нас неполная, но среди тех, где есть ребенок с инвалидностью, — каждая третья! И чаще всего, увы, груз проблем ложится на женские плечи. Кстати, в прошлом году из–за разводов в неполных семьях остались 25.500 детей...

Недавно прочитала исследование, где утверждалось, что причина огромного числа разводов в Беларуси — патриархальное мышление наших мужчин и их неспособность выстроить партнерские отношения в семье. Не хотелось бы перекосов, дамы тоже бывают не подарок, но доля правды в этом есть. Займись отцы плотно своими детьми и своими семьями — и общий тон отношения к родительству изменился бы к лучшему.

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 108 (24738). Среда, 10 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter