Что происходит сегодня с книгой?

Пишите письма от руки

Читают — не читают, есть будущее у литературы — нет, нужны белорусские писатели или обойдемся завозными?

Читают — не читают, есть будущее у литературы — нет, нужны белорусские писатели или обойдемся завозными? Вопросы изрядно поднадоели, как споры о тайне египетских пирамид, которые каждый оппонент использует, чтобы продвинуть собственную теорию, касающуюся древних египтян порой весьма относительно. Я из тех, кто не верит в инопланетных строителей пирамид, и убеждена, что люди не разучатся читать хорошие книги.

 


Но все же, чтобы понять, что происходит сегодня с книгой, нужно беседовать не только в кругу столичных интеллектуалов. В Барановичах я бывала не однажды, всегда радовало, сколько там энтузиастов книги. Вот и теперь меня пригласили в Центральную барановичскую библиотеку имени Валентина Тавлая на встречу с читателями. Здесь, в отделе культурных проектов, постоянно происходит что–то новое: день яблока, чаепитие по–английски, театральный конкурс... И, конечно, встречи с белорусской литературой. А после встречи самое интересное: разговоры за чашкой чая. До экспрессной электрички оставалось несколько часов, и они как–то незаметно пролетели в беседе с библиотекарями, студентами, школьниками, участниками литературно–музыкального клуба.


Надежда Кипель, сотрудница читального зала по краеведению, рассказывает, что программа по популяризации белорусской книги действует уже не первый год:


— Филиалы библиотеки выбирают наиболее востребованного писателя и рассказывают о его творчестве. Например, в этом году делали видеоролик по вашим произведениям с участием учеников школы № 7, он висит на YouTube.


Наталья Станкевич, заведующая отделом культурных проектов:


— Читаем стихи и на нашем радио. А еще придумали... письма. Школьники выбирали понравившиеся стихи поэта, переписывали от руки и отправляли в конвертах друзьям, учителям, родственникам. А ведь уже все забыли, что это такое — писать письма от руки. Никто не знал, как правильно это делать, подписывать конверт, заклеивать... Получилось ретропутешествие.


Елена Двораковская, заведующая отделом обслуживания:


— В этом году мы использовали визуальные средства. Делали буктрейлеры, видеоролик по книге Виктора Правдина «Нелюбiмыя гiнуць».


Приезжали сюда популярные авторы Наталья Батракова и Тамара Лисицкая, Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, поэтесса Раиса Боровикова. Помнят в Барановичах и о своем земляке Анатоле Клышко, авторе белорусских букварей. Приезжал, выступал... Самый читаемый писатель Беларуси. Ведь по его букварям училось не одно поколение!


Недалеко от Барановичей, в Крошино, жил легендарный Павлюк Багрим, автор стихотворения «Зайграй, зайграй, хлопча малы...», которое еще недавно входило в хрестоматии вместе с биографией автора: сослан совсем юным в солдаты за стихи на белорусском языке, вернулся, стал кузнецом, сковал жирандоль с жаворонками, которая до сих пор висит в Крошинском костеле. В последнее время получила признание версия местного краеведа Михася Малиновского, что поэт Багрим — это миф, созданный адвокатом Игнатом Яцковским в мемуарах, изданных в Лондоне. Не было мальчика с тетрадкой «скорбных элегий», конфискованной правительственной комиссией. Кузнец был, сковавший жирандоль, но тот ли это «белорусский Бернс»? Конечно, я спросила, как относятся к этому на родине легенды. Ведь даже стихотворение исключили из школьной программы. Но на родине Павлюка Багрима, мифический он или нет, отказываться от него не собираются. В конце концов, и Шекспир по многим весьма убедительным версиям — персонаж мифический. Под этим псевдонимом, весьма вероятно, творили иные люди. Но даже если это будет окончательно доказано, неужели Шекспира перестанут ставить и читать? Ну да, пускай стихотворение, о художественных достоинствах которого есть статьи и диссертации, написал не крестьянский мальчик Павлюк, а шляхтич Яцковский, разве от этого оно вдруг утратило всю свою художественную ценность? Что, литературоведы «врали» о ней? У нас не так много ярких персонажей, чтобы от них отказываться. Как заметила Ирина Дрековская, разве хранили б так свято крошинскую жирандоль, если бы она не была связана с именем Павлюка Багрима! А ведь не одну войну берегли...

 


Если есть люди талантливые и неравнодушные — они всегда создают вокруг себя особую среду. Алесь Корнев и Галина Лис рассказывали о работе своего литературно–художественного объединения «Лира», о клубе авторской песни «Ваганты». А Настя Щербук о том, как организовала в общежитии университета литературную гостиную «Биенье сердца моего поэзией назвали». Ходит на нее полтора десятка человек, студенты с разных факультетов.


Н.Щербук: В университете у нас каждый год проводятся чтения «I не знiкаць паэтам вечна», выходит газета, в которой есть литературная страница. Обещают выпустить сборник литературного творчества студентов.


Говорилось и о проблемах. Конечно, низкие зарплаты не содействуют притоку молодых ни в библиотечное дело, ни в учительское. А ведь именно от них, посредников между книгой и читателем, зависит, будет ли она жить.


Я увозила из Барановичей забавного барашка, который держал флажок с названием города, и фотографию памятника обычному городскому воробью. А главное — впечатления.


Советская Белоруссия №234 (24371). Четверг, 12 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter