Идею спектакля Евгению МИРОНОВУ когда-то подсказала директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирина АНТОНОВА.
Песни, близкие сердцу
31 год назад композитор Леонид Захлевный создал не просто ансамбль народной музыки и даже не коллектив, совершивший революцию в подходе к традиции. Он воспитал настоящую музыкальную семью. Сегодня «Бяседа» — это один из самых стабильных ансамблей на белорусской эстраде, в котором нет текучки и зависти, а есть любовь, поддержка и понимание. Леонид Константинович не скрывает:— Я очень кропотливо отношусь к отбору солистов в коллективе. Например, мне четыре года пришлось искать Валентина Кириленко, который не только по-прежнему прекрасно работает, но знает и чувствует народную песню. У него настоящий белорусский голос.
Практически весь репертуар «Бяседы» составляют белорусские народные мотивы. А потребность у публики в народной музыке по-прежнему есть. Особенно там, откуда эти песни родом. Артисты признаются: когда дают концерты в деревнях, держат самую высокую планку. Халтурить перед людьми села не позволяют себе никогда. Они самые благодарные зрители, которые на всех концертах обязательно подпевают и пританцовывают. «Чарка на пасашок», «Хлеб ды соль», «Ай ды полька», «Вечарынка», «Святы вечар», «Каляда» — эти и другие песни «Бяседы» давно стали неотъемлемой частью духовной жизни белорусов и воспитали целое поколение слушателей. Впрочем, хватает у ансамбля и свежего материала. Часть новых песен, записанных ансамблем, прозвучит в том числе и в телевизионной версии концерта «Вiтаем вас!»
Ван Гог, Миронов и Башмет
Что может быть интимнее, чем личная переписка? И что может быть правдивее, чем письма к родному человеку, который кажется тебе единственной опорой и поддержкой? А еще разве может кто-то, кроме самого Ван Гога, рассказать о себе лучше?.. Все эти вопросы, признается народный артист России Евгений Миронов, он задавал себе ежедневно, пока готовил спектакль. В октябре популярный российский актер театра и кино привез в Минск спектакль-концерт «Ван Гог. Письма к брату», билеты на которые раскупили всего за несколько дней. Успех постановки сам Миронов объясняет тем, что обращения Винсента к брату Тео — это диалог не только с адресатом писем, но также с самим собой, Богом и миром.— По сути, это история художника, который, несмотря на все обстоятельства, до последнего хотел жить и работать. И, не считая себя великим творцом, оставить после себя нечто, что хоть как-то оправдывало бы его невероятно тяжелую жизнь, — дополняет артист.
Перед началом спектакля Юрий Башмет, который вместе с оркестром «Солисты Москвы» обеспечил музыкальное сопровождение постановки, не постеснялся признаться:
— Я вообще не знал о существовании этих писем. И вдруг звонок от Жени, который сразу начал торопливо рассказывать: «Я сейчас в Израиле с гастролями. Встретил здесь Ирину Александровну Антонову (на тот момент — директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). И у нас родилась идея сделать спектакль с письмами Ван Гога к брату. Ты как?» Я, конечно, сделал вид, будто знаю, о чем идет речь: «Да, конечно, двумя руками за». Потом, конечно, я прочитал эти письма. И поразился их глубине, содержательности и красоте…
leonovich@sb.by