Пишем «хорошо», в уме держим «отлично»

Чуть более десяти лет назад кооперативная торговля Белыничей...

«Вздохнуть практически времени нет, — с улыбкой сообщает Валентина Москалева, первый заместитель председателя правления Белыничского райпо. — Все время в движении, ибо если остановишься — сразу же нишу заполнят конкуренты». На самом деле, 59 процентов присутствия потребительской кооперации на рынке торговли Белыничского района не располагают к тихому, размеренному ходу работы. Достаточно пройти по двум главным улицам райцентра, чтобы убедиться, что борьба за потребителей идет самая настоящая и суровая.

Как все начиналось

Чуть больше десяти лет назад кооперативная торговля Белыничей была в числе отстающих в области. Пока на должность председателя не выбрали Тамару Адамович, бывшего главбуха райпо. Именно с ее приходом к руководству кооператоры связывают возрождение районной потребительской кооперации. По сути, при всех достижениях науки и усовершенствовании ведения торговли человеческий фактор остается едва ли не решающим в движении вперед. Новый председатель оказалась из плеяды инициативных руководителей. В самое тяжелое для райпо время не побоялась с головой окунуться в кредиты, строительство, расширение торговых площадей. Начало двухтысячных знаменовало собой расцвет частной торговли. Относительная стабильность рубля и доступность банковских потребительских кредитов предполагали высокую покупательную способность населения. Но для поднятия рейтинга районной потребительской кооперации нужны были совершенно новые идеи. Прежде всего, надо было избавляться от имиджа советского стиля сельпо. И новый председатель начала «перестройку» с отношения к кадрам, с пересмотра связи «торговля—покупатель».

О кадрах

Проблема кадрового голода не обходит стороной белыничскую кооперацию. Чтобы удержать квалифицированных сотрудников, необходимо создать для них комфортные условия труда. Для небольшого городка контрактная система отношений с работником — основа экономической безопасности его семьи, как и стабильно регулярная выплата зарплаты. Если продавцы из отдаленных деревень по определенным причинам не могут подвезти отчет или заболели, райпо всегда выделяет автомобиль. Точно так же подвозят подменных продавцов на время отпусков. Всем желающим работникам прилавка, если они живут в населенных пунктах, отдаленных от места работы, выделяются служебные велосипеды. Кроме того, для собственных кадров предусмотрена упрощенная схема получения беспроцентных кредитов на покупку бытовой техники и мебели. Кстати, ни одно действующее в Белыничах предприятие не предоставляет столько преференций своим работникам. И немного об обновлении кадрового состава. Средний возраст работающих в райпо — 30—40 лет. На сегодняшний день заочно получают высшее образование в Белорусском торгово-экономическом университете 19 работников районной кооперации, 9 человек обучаются по направлению райпо на дневном отделении. В колледжах потребительской кооперации Могилева и Гомеля учатся 5 человек на дневном отделении и 6 заочников.

О конкуренции

Предприятиям районной кооперации тяжеловато тягаться с частниками. Нет возможности привезти тот же товар из Москвы и сделать «накрутку» 200—300 процентов. «Но зато у нас на 90 процентов товар белорусского производства, что дает возможность предлагать потребителю качественные и с гарантией изделия», — делится Валентина Москалева. Чтобы быть на шаг впереди конкурентов, райпо постоянно проводит различного рода акции, скидки, распродажи. Только за 2013 год в магазинах районной системы было проведено 32 акции, во время которых выручили около
1 млрд. 900 млн. рублей. Возможно, соглашаются специалисты, цифры не впечатляющие, но «мы не потеряли покупателей и ускорили товарооборачиваемость». Местные жители настолько привыкли к различным нововведениям в торговле, что звонят и спрашивают о следующих акциях. В день моего приезда в Белыничи, например, проводились распродажи швейных изделий предприятий «Элема», «Калинка», «Веснянка» со снижением цены от 15 до 20 процентов. В магазинах «Универмаг», «Одежда», «Техника», «Мебель», «Подарки» в предпраздничные дни покупателям, совершившим покупки на сумму от 1,0 до 3,0 млн. рублей, полагались подарки соответственно на сумму от 100 до 300 тыс. рублей. Практически уже месяц продавались с 30-процентной скидкой товары выпуска 2012 года. Все магазины райпо предоставляли 10-процентную скидку на праздничные наборы. Кроме того, проводились «Предновогодние скидки», «Ночи скидок», постоянно действующие «Дни именинника». В универсаме по сниженной цене для пенсионеров продавались отдельные виды товаров. Стоит отметить, что подобного в коммерческих магазинах Белыничей не наблюдается.

О работе

Стиль работы Белыничского райпо сегодня можно обозначить как постоянный поиск путей совершенствования торговли и обслуживания потребителей. Доступность поездок в крупные города, местная достаточно разветвленная сеть конкурентов заставляют райпо постоянно сверять каждый шаг со временем, чтобы не отстать, не потерять позиций. Не случайно руководство делает упор на приобретение новых и модернизацию старых площадей. «Магазины стараемся оформлять так, чтобы, однажды в них заглянув, хотелось сюда вновь и вновь возвращаться, — подчеркивают специалисты райпо. — Торговые помещения должны привлекать и манить, чтобы покупатели совершали покупки машинально только потому, что в этом магазине приятно находиться». Когда райпо открыло «Дискаунтер» со снижением торговой надбавки на 50 процентов, продовольственный магазин конкурентов через дорогу закрылся. В магазине «Ассорти», ранее принадлежавшем частному предпринимателю, открыли магазин «Одежда», который сразу заполнил пустующую нишу торговли. Так возник единственный в райцентре магазин брендовых товаров белорусских производителей.

Когда кооперативная торговля стала заполнять прилавки своих магазинов, строить современные торговые точки шаговой доступности, расширять и совершенствовать уже существующие площади, привлекать покупателей различного рода акциями, конкуренты начали потихоньку сдавать позиции. Так, некоторые частники отказались от конкурентной борьбы и передали свои помещения в аренду кооператорам. В то же время райпо не стоит на месте. Купили вторую торговую точку в Могилеве, отремонтировали по современным стандартам магазины в д. Мокровичи и по улице Задрутская Слобода в райцентре.

Как-то довелось прочитать у Г. Мюллера — швейцарского кооперативного деятеля — следующие слова: «Каждый кооператив всегда будет лишь тем, что из него сделают его члены». К сожалению, уровни белорусской и швейцарской кооперации пока несопоставимы. Но бесспорно: то, что сегодня делают наши кооператоры, вряд ли смогли бы сделать швейцарцы. За неполные 10 лет руководства белыничским кооперативным движением Тамара Адамович смогла сплотить и вдохновить коллектив, вывести предприятие в передовики республиканского уровня. Для этого понадобились лидерские качества председателя, определенная смелость при принятии достаточно сложных решений и понимание со стороны коллектива. Если бы господин Мюллер ознакомился с новейшей историей Белыничского райпо, то его высказывание могло бы звучать примерно так: «Каждый кооператив всегда будет тем, что захочет из него сделать председатель».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter