Санкционной войной против Беларуси Литва и США провоцируют усиление мирового продовольственного кризиса

Пища для размышлений

Любая война — плохо. И экономическая тоже. Но перекрытие транзита калийных удобрений вообще какой-то варварский ход. И не только по отношению к Беларуси, но и ко всему остальному миру. В том числе и развитому. Точнее — к простым гражданам. Элиты, которые и развязали глобальное противостояние, как всегда, неурядицы простых смертных не затронут. Ведь белорусский калий — это не только значительная доля нашего экспорта, но и больше 20 процентов мирового рынка удобрений. А на сырьевых рынках сегодня дефицит. Но калий — это не просто полезное ископаемое, это один из элементов аграрной культуры, без соблюдения правил которой невозможно получить достойный урожай. А продовольственный кризис и без того терзает планету. И супергуманистический и демократический англосаксонский мир, собственно говоря, хочет вплотную приблизить мир к проблеме голода? Самое парадоксальное, что Литва сражается с нашим транзитом еще более яростно, чем главный «санкционный» режиссер — Вашингтон. По крайней мере, де-юре Вильнюс мчится намного впереди паровоза. Видимо, решив окончательно и бесповоротно заслужить звание главного вредителя современности в глобальном масштабе.

Литовский демарш — очередной шаг по захвату контроля англосаксонским альянсом и его ключевыми союзниками над сырьевыми рынками.
Коллаж Ивана Гайдука

Удобрения в цене

Это в пандемийный 2020 год производители не знали, куда продукцию деть. Сегодня ситуация на мировом рынке сложилась с точностью до наоборот: не успевают отсыпать продукцию потребителям, которые торопятся до посевной (а она не за горами) компенсировать все прорехи сложной пандемийной эпохи. Да и проблема продовольственной безопасности вышла на первый план. Слабенький урожай прошлого года и накачка своих экономик необеспеченными деньгами развитых стран сделали рост цен на продовольствие почти стабильной данностью. Динамика в годовом исчислении составляет около 20 процентов. И факторов для ее снижения пока не просматривается. Специалисты ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) питают надежды на урожай 2022-го. Логически предполагают: высокие цены на продовольствие должны стимулировать расширение посевных площадей зерновых. Соответственно, мировой урожай 2022 года прогнозировался более обильным. С некоторой осторожной уверенностью даже надеялись, что в 2022-м мир пройдет пик продовольственной инфляции, которая очень существенно сказывается на благосостоянии людей со средним и небольшим достатком, каковых на планете большинство. 

Правда, эксперты ФАО в своих отчетах справедливо отмечали: кроме надежд, существуют еще и риски. И главную опасность видели в удорожании ресурсов. В том числе и удобрений. С азотными удобрениями, например, из-за энергетического кризиса вообще беда: некоторые предприятия останавливаются, на рынке царит дефицит, а цены взлетели до таких высот, что даже более-менее благополучные европейские фермеры сомневаются, хватит ли у них средств на достойную посевную. Теперь же еще рискует добавиться и калийная история. 

Нет, «Беларуськалий» не ушел с рынка. В конце концов, Клайпеда — не единственный порт в Балтийском море. Опыт выстраивания логистики через российские гавани у Беларуси имеется. Да, есть у нашего предприятия из-за американских санкций проблемы в долларовых расчетах. Да, они пока доминируют в международных расчетах, но являются только мощной, однако всего лишь одной из валют. Та же Индия предложила заключить контракт в рупиях. Есть и другие варианты работать с нашими ключевыми партнерами. 

Но если говорить про мировой рынок, то его история с литовскими санкциями (Вильнюс ссылается на Вашингтон, но решение о прекращении транзита приняла именно Литва), очевидно, взбудоражит. Хотя значительная доля калийных удобрений поставляется по длинным контрактам, но существует еще и достаточно большой спотовый рынок. И сегодня на нем тонна калия стоит уже более 500 долларов. Эксперты прогнозируют, что на фоне неблагоприятных новостей стоимость тонны может подпрыгнуть до тысячи долларов. Выдержат ли такое ралли регионы со средним достатком, а тем более беднейшие страны?

Маркетинг уважения

Есть еще второй нюанс: поставщиком калия номер один наша страна стала не только за счет сотрудничества с крупными покупателями — Индией, Китаем, Бразилией. Белорусская калийная компания (в отличие от многих других трейдеров) не оставляла без внимания и относительно небольшие по емкости рынки: ездили, просвещали местных фермеров, создавая тем самым устойчивый спрос на удобрения, применение которых становится залогом благосостояния и сытости в бедных регионах планеты, которых очень немало. И если на самых объемных рынках ряд мировых производителей уже выразили желание заполнить пробел (хотя поторопились — мы еще ниоткуда не ушли), то будет ли дело транснациональным корпорациям до простых смертных в небогатых азиатских, африканских и латиноамериканских странах? Что-то подсказывает, что это вопрос риторический. 

Кстати, о «спасителях рынков», которые уже выражают готовность увеличить поставки. По всем оценкам, самый серьезный бенефициарный потенциал у канадской Nutrien. Она уже радостно заявляла, что готова расконсервировать свои мощности (они рентабельны только при высоких ценах на калий) и выбросить на рынок дополнительно несколько миллионов тонн соли. Насколько эти обещания сбудутся? 

Хороший вопрос. Что-то подсказывает, что литовский демарш — очередной шаг по захвату контроля англосаксонским альянсом и его ключевыми союзниками над сырьевыми рынками. В чем еще недавно убеждали европейцев из-за Атлантического океана? Что зальют их дешевым сжиженным природным газом. А по факту? Наблюдаем энергетический кризис в ЕС с ценами за тысячу кубометров газа свыше тысячи долларов. Вроде бы танкеры наконец-то пошли от берегов США в подмерзающий Старый Свет. Но цены уже высокие и интересные для поставщиков. Как говорится, кто выиграл? Не такой же сценарий «прокачивают» с рынком калия? По большому счету, кто контролирует рынки удобрений, тот способен влиять на весь аграрный бизнес. А еда еще более стратегический продукт, чем энергоносители. Тут бы в дело вмешаться ООН, другим международным организациям. В конце концов, ни одной стране не позволено ставить под угрозу продовольственную безопасность землян. Но, увы, все сегодня так сражаются за права человека, что готовы обречь его на голод. Циничный парадокс современной эпохи. Хотя, собственно говоря, для литовских чиновников, которые принимали решение о прекращении транзита, дело попахивает международным судом за преступления против и человечества, и человечности. Ситуация в международной жизни иной раз так стремительно меняется, что бывшие герои становятся подсудимыми. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter