Восстановлена книжная серия Бiблiятэчка Маладосцi

Писатели, доставайте свой труд из столов!

Восстановлена книжная серия "Бiблiятэчка "Маладосцi"

Как издать первую книгу? Вопрос для молодого писателя трепетный и больной. Конечно, ничто не сравнится с тем чувством, с которым держишь в руках ее - свою первую, выстраданную, вдохновенную, пускай с мелким шрифтом и в мягкой обложке... Конечно, она должна изменить мир! Конечно, это путь к славе! Правда, случается и так, как с поэтом Некрасовым, ожесточенно собиравшим свой первый поэтический сборник по лавкам, дабы сжечь и далее не выслушивать критику... Случается, что тот первый сборник остается и единственным - как у Максима Богдановича, и действительно вписывает автора в летопись славы.


В конце 1980-х у молодых белорусских авторов появился замечательный шанс - при журнале "Маладосць" начали выпускать библиотечку. Те тонкие брошюры дали дорогу в большую литературу многим ныне известным авторам. Получила в 1990 году и я свой первый поэтический сборник - редактором его должна была быть Евгения Янищиц, но поэтесса погибла и подписывал мою книгу в печать поэт Казимир Камейша.


Но в конце 1990-х, когда у многих изданий начались трудности с выживанием, библиотечка исчезла. О том, чтобы ее восстановить, разговор шел не один год. И вот в восстановленной серии вышло уже два сборника, готовятся новые... О судьбе "Бiблiятэкi часопiса "Маладосць" рассказывает главный редактор журнала Светлана Денисова.


- Серия основана в 1988 году, когда редактором "Маладосцi" был Анатолий Гречаников. Выходила тоненькая книжечка каждый месяц. В год - пять книг поэзии, пять - прозы, одна - литературной критики и одна - публицистики. Знаю, что это было очень престижно и ускорило вступление в Союз писателей большого количества молодых. Началось с того, что к 60-летнему юбилею журнала "Маладосць" в редакции подготовили сборник воспоминаний и впечатлений "Скрозь "Маладосць", решившись поставить на него логотип библиотечки. Это и означало возвращение серии, тем самым мы заявляли, что теперь должны продолжать выпуски. Следующая книга вышла в начале года, это повесть писательницы из Могилева Алены Белоножко "Чамадан з кракадзiлавай скуры", которая публиковалась в трех номерах "Маладосцi" 2012 года.


- Чем будут отличаться книги восстановленной серии?


- Прежде не было единого формата и логотипа, мы же постараемся сделать выпуски одинаково стильными и узнаваемыми. Они станут более солидными, в твердых обложках. Прежней периодичности - раз в месяц - не будет, ведь это уже не брошюры, а книги, которые продаются в магазинах. Кстати, мы хотим собрать "круглый стол", представив "старых" авторов серии и новых. Обсудим и судьбу библиотечки, и ее перспективы.


- Интересно, какой тираж выпусков? Потому что с течением времени он менялся. Вначале, в советское время, брошюры серии выходили по 4 тысячи экземпляров, в 90-х тиражи резко упали - до пятисот-четырехсот...


- Теперь - более тысячи. Для книги молодого автора - вполне достойно.


- Чем продолжится серия?


- Готовятся две книги, которые мы хотим представить на Дне белорусской письменности. Автор одной, Владимир Можиловский, - наше открытие. Он долго держал свои произведения "в столе", испытывал временем, что для нынешних авторов очень нехарактерно. В книгу войдут повести "Друецкi ваўкалак", "Спiраль гiсторыi" и "Праклён Мiтрапалiта Феафiла". Вторая книга - сборник фантастических-мистических рассказов Лаврена Юраги "Замак з люстраной залай". Планируем издать "Радзiвiлiяду" Яна Радвана в переводе Жанны Некрашевич-Короткой. Это уникальное произведение, написанное в 1592 году на латинском языке, о военном походе Николая Радзивилла Рыжего. Поэма публиковалась в нашем журнале, это был первый перевод на белорусский. Хотим подготовить сборники "девичьих рассказов" и молодой поэзии.


- Кто может претендовать на то, чтобы издаться в "Бiблiятэцы "Маладосцi"?


- Все талантливые! Конечно, будем отбирать среди авторов журнала. Мне бы хотелось, чтобы в эту серию отдавали рукописи не только поэты и прозаики, но и молодые литературные критики, и интересные публицисты, тогда это до конца перекликалось бы с первоначальной идеей библиотечки. Хотим пригласить к сотрудничеству и молодых художников.


Мы попросили писателей разных поколений вспомнить тот момент, когда у них в руках оказалась их первая книга.


1966


Адам Мальдис:


- Книга называлась "Творчае пабрацiмства", она была написана на основе кандидатской диссертации, многие вопросы касались белорусско-польских связей XIX века. Поэтому я вначале должен был съездить в Польшу, в первую свою научную командировку. А когда подтвердились многие идеи и рукопись похвалил мой научный руководитель Алесь Адамович, я решился на издание книги. Вышла она в издательстве "Наука и техника", и держал я ее в руках с чувством растерянности: почему не успел включить туда и то, и это... Особенно жалел, что не нашел в Кракове пропавшую книгу Франтишка Богушевича "Скрыпачка беларуская". Сейчас как раз собираюсь ехать искать. А первую книгу отнес домой, сокрушаясь, что отец не дожил - порадовался бы. А мать посмотрела, сказала: "Ну, значит, стоило..." Она-то хотела, чтобы я был доктором, какой, мол, толк от литературы.


1983


Виктор Шнип:


- Рукопись я подготовил в 19 лет, от руки, в ученических тетрадках. Отнес Рыгору Бородулину в издательство "Мастацкая лiтаратура", для коллективного сборника "Сцяжына". Бородулин мои стихи взял... Но однажды сказал: "Достаем тебя из этой "братской могилы". Будем издавать отдельно". Моя книжка "Гронка святла" вышла в конце 1983 года. Больше всего запомнилось, когда получил аванс, 500 рублей, - я такой пачки денег никогда раньше не видел, только в фильмах о бандитах, поехал показать маме в деревню. По дороге, в Ракове, зашел на кладбище... Хожу, смотрю - а там столько могил моих ровесников, погибших в Афганистане... А я тут какие-то стишки пишу... Чуть не выбросил те деньги. Свою книгу впервые увидел в книжном магазине "Светоч". Захожу - стоит книжечка, тоненькая... Моя... И мне казалось, что от моей "Гронкi святла" действительно исходит свет. Взял в руки, и как будто все оглянулись и поняли, что я автор. Мне было 23 года. Тогда я оказался самым молодым поэтом в Беларуси с собственной книгой. А спустя несколько лет получил за нее в Грузии Всесоюзную премию имени Владимира Маяковского.


1985


Адам Глобус:


- Маю першую кнiгу паэзii "Груд" у выдавецтве "Мастацкая лiтаратура" забаранiла цэнзура. Быў 1985 год. Рэдактар сказаў, што ў блiжэйшыя гады ў мяне няма шанцаў выдавацца. Увесь наклад маёй кнiжкi парэзалi i здалi на макулатуру. Так што глыбокая роспач мяне агарнула. Папярэдне з гэтай кнiгi яшчэ прапала прадмова Уладзiмiра Караткевiча. Адзiн асобнiк той кнiгi захоўваўся ў афiцэра КДБ. Калi ягоны сын пасля смерцi бацькi распрадаваў кнiгi, ён прадаў мне той "Груд", якi стаяў на палiцы побач з забароненым Шаламавым i Салжанiцыным. А ў "Бiблiятэчцы Маладосцi" ў 1992-м выйшаў мой зборнiк прозы "Смерць-мужчына". Афармляў яго i першую кнiгу Максiма Клiмковiча "Сцэнарый смерцi".


1989


Алесь Бадак:


- Мой первый сборник "Будзень" вышел в 1989 году на волне литературного общества "Тутэйшыя". Дело в том, что издаться молодому автору было чрезвычайно трудно, приходилось ждать года три, и то неизвестно, издадут тебя отдельной книгой или включат рукопись в "братскую могилу" - коллективный сборник. И тогда возмущенные члены "Тутэйшых" пошли к директору издательства "Мастацкая лiтаратура". Тот спросил, рукопись какого же конкретно автора они могут предложить. И кто-то назвал меня. И спустя год без очереди моя книга вышла. Мы с друзьями даже украли в центральном книжном магазине тематический план издательства, в котором значилась моя книга, - храню его до сих пор.


1994


Алесь Карлюкевич:


- Першая кнiга - як першы глыток паветра пасля таго, як вынырваеш з вадзяной калатнечы. Так было ў мяне з кнiгай эсэiстыкi "Вяртанне да... Беларусi", выдадзенай у 1994 годзе ў "Бiблiятэцы часопiса "Маладосць" i адзначанай дыпломам "Маладосцi" як кнiга года. Той сцiплы зборнiк вызначыў для мяне i накiрункi шляхоў у журналiстыцы, лiтаратуры. Найперш - краязнаўства, досвед пра родны край. А ўжо ў 1998 годзе з`явiлася другая кнiга ў той жа "Бiблiятэцы..." - зборнiк лiтаратурнай крытыкi "Чаканне Айчыны".


2004


Алена Брава:


- Мая першая кнiга прозы "Каменданцкi час для ластавак" выйшла ў выдавецтве "Мастацкая лiтаратура" ў серыi "Дэбют". Калi ўзяла нарэшце ў рукi сiненькую кнiжачку з выявай ластавак на вокладцы, пасля моцнай хвалi шчасця адчула спустошанасць. Жанчына, нарадзiўшы дзiця, застаецца неабходнай яму яшчэ доўгi час, для яе пачынаецца новы этап блiзкасцi з iм; для аўтара кнiгi жывая сувязь з ёю спыняецца пасля яе выдання. I яшчэ мяне мучыла трывога: а што, калi не здолею больш аднавiць канал сувязi з той часткай сябе, якая ведае таямнiцу ператварэння сказаў у лiтаратурны тэкст? У вынiку ў той жа дзень пачала думаць, пра што будзе мая наступная аповесць.


2010


Виталь Рыжков:


- Нельга сцвярджаць, што я адчуў радасць у момант, калi ўпершыню ўзяў сваю кнiгу "Дзверы, замкнёныя на ключ", якая выйшла ў 2010 годзе, у рукi, - хутчэй, асцярожную палёгку. Амаль усю суму грошай на яе выданне мне пазычылi сябры-лiтаратары, выйшла яна пазней, чым было запланавана, са складанасцямi i г.д. - i тое, што яна нарэшце выйшла, значыла канец нейкай непрыемнай арганiзацыйнай беганiне i перамовам, што адбiраюць сiлы ды толькi паглыбляюць сумнеў: цi вартыя гэтыя вершыкi ўвагi хоць каго-небудзь, раз нагэтулькi складана iх выдаць. Сiлаў на нiякую прэзентацыю, вядома, не было. Але распрадалася кнiга ўся за паўгады.


Праз нейкi час выдавец падзелiцца ў iнтэрв`ю адным з сакрэтаў свайго бiзнэсу: у сапраўдных лiтаратараў свае грошы ён укладае, а графаманаў выдае за iх уласныя. Што праўда, сярод сапраўдных - абзацам нiжэй - назаве чамусь i маё прозвiшча. Дваiстыя адчуваннi... Калi ўжо пiшаце, калегi, дык выбiрайце выдавецтвы правiльна!

 

rubleuskaja@sb.by


Советская Белоруссия №123 (24506). Среда, 2 июля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter