Писатель Сергей Климкович: «Упертость невероятных всегда будет натыкаться на категорическое «нет» большинства»


В литературных кругах Сергей Климкович известен в первую очередь как детский писатель. Его книги и экстравагантный образ — цилиндр и трость — приводят малышей в восторг. С весны прошлого года взрослая читающая публика открыла для себя в соцсетях нового писателя Климковича — резкого публициста, участника патриотического сообщества «Будзьма!» в Facebook. Хотим представить интересного гостя нашим читателям: его мнение и жизненная опытность как минимум заслуживают внимания.

— Сергей, ваш родственник, двоюродный брат деда, был автором гимна БССР. Слова Михася Климковича легли и в основу нового гимна Беларуси. Ходила ли в вашей семье какая-то байка по поводу знаменитого поэта?

— Мой родной дед Гриша — простой деревенский житель. Много рассказывал о войне. Про деда Михася, который жил в Минске и написал слова к гимну, он мне тоже рассказывал. Но что я, малец, мог запомнить из этих рассказов? Только спустя годы, когда сам уже работал в Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства, искал историю своего знаменитого двоюродного деда. Там и узнал, что он был первым председателем Союза писателей БССР, в начале войны не успел эвакуироваться и жил в деревне Селитренки под Борисовом. В своих дневниках того времени он подробно «препарировал» немецкие порядки и поведение белорусских коллаборантов-националистов. Очень интересное было исследование. На его основе я написал для белорусской военной газеты «Во славу Родины» статью «Гимн народу». Михась Климкович был очень честным и наблюдательным человеком, преданным делу борьбы с фашизмом и нацизмом и партизанскому движению, которое, напоминаю, не видело различий между гитлеровцами и полицаями под бело-красно-белыми флагами. В архиве сохранились характеристики деда из партизанского отряда, с которым он сотрудничал. Самые лестные характеристики!

Удостоверение М. Климковича из штаба партизанского движения (из фондов БГАМЛИ).

Это и есть — ужасная забывчивость!.

Очень жаль, что прямые потомки его, в частности, внук Максим Климкович, отрицает эту борьбу своего деда. Он даже назвал меня «ватником» в одной интернет-дискуссии в комментарии и выразил уверенность, что его дед «никогда таким быть не мог». Ужасная забывчивость!

Михась Климкович за работой.
— С прошлого года вы включились в соцсетях борьбу с невероятными, надо сказать, довольно успешно сводили с ними счеты острым пером. Чем они вас так растревожили?

— Если бы только с прошлого года! В активное противостояние со всякого рода майданами и националистическими бунтами включился еще с украинских дел в начале 2014 года. Соцсети, блоги, форумы и порталы — писал всюду, обличая националистов, предупреждая, что их деятельность — угроза всем соседям Украины. В результате этой активной деятельности радикальный рупор украинских националистов «Миротворец» внес меня в свою базу, ни много ни мало! Я написал летом 2014 года мощную вещь в стиле Ильи Эренбурга «Бойтесь разбудить русского!», которую не перепечатал только ленивый. Мне не хотелось верить, что киевские события могут повториться на белорусской земле. Эту мысль и отстаивал.

Но, видимо, воздействие деструктивных телеграм-каналов оказалось сильнее здравого смысла некоторых моих соотечественников.

Не секрет, что записных майданных истеричек в Украине ничто не убедило в пагубности их поведения и самоубийственности русофобского курса. Ни уничтожение предприятий, ни катастрофическое падение уровня жизни, ни цены, ни разгул нацистов-бандитов, ни потеря территорий, ни зависимость страны от внешних «партнеров», ни война, ни убитые. От выборов к выборам они втаптывают себя в грязь, в нищету и националистическое скотство.

В Беларуси майданный пример Украины работает, как прививка, до сих пор. Слабее, конечно, чем в ­2015-м, но все же работает. Белорусы не хотят такого же «майданного счастья».

Упертость невероятных в попытках «сделать, как в Украине» будет неизменно натыкаться на категорическое «нет» большинства и на безусловное сопротивление государственной системы, существование которой напрямую зависит от мнения и воли этого большинства.


Противопоставляя себя государству, нарушая закон и порядок, они самоубийственно сталкивают страну в пропасть. Их действия предсказуемо приведут к непредсказуемым последствиям. Не зря ведь говорят: «Посеешь ветер, пожнешь бурю». Вот их влиянию я и противостою сейчас. Чтобы не было бури.

— Объект вашей критики в основном «прекраснодушные дураки», которым вы нередко посвящаете свои публикации. Можете вкратце объяснить, кто эти люди?

— По сути-то ведь все они изначально неплохие люди — сочувствующие, жаждущие помочь, часто бескорыстные, движимые чувством справедливости, только немного прибабахнутые на почве разных увлечений и политики.

Но проблема в том, что мейнстримовые интернет-порталы и каналы формируют у прекраснодушных людей иллюзорную картинку мира и событий. Эти порталы и ресурсы, умея надавить на чувствительные темы и эмоции, делают из них настоящих дураков — яростных ненавистников власти и государственных институтов (какого именно государства — это уже дело пропагандистской техники), непримиримых и отчаянных «борцов за все хорошее против всего плохого». Годами сидят прекраснодушные на этих ресурсах, впитывая пропаганду, и выходят через какое-то время послушные прекраснодушные дураки, которыми легко манипулировать, легко сделать рьяными преступниками против правопорядка и собственной страны.

Если вдуматься, то они ведь жертвы. С одной стороны — враждебной и изощренной пропаганды, а с другой — более умных мошенников-вампиров вроде Стрижака или Путилы, собирающих с пылающих в «борьбе за справедливость» прекраснодушных дураков свою десятину — деньги, просмотры или разрушительный эмоциональный отклик. Все эти донаты, рублики, биткоины — прекраснодушный дурак готов отдать последнее на благородное дело «борьбы». Не важно, на что идет сбор средств. На борьбу с коррупцией или на воду для протестующих.

Современный прекраснодушный дурак — вечная дойная корова, оплачивающая шикарную жизнь отдельных выродков, оседлавших «протестные темы».

Годами эти кукловоды «воспитывают» и в некотором роде «приручают» прекраснодушных дураков, чтобы потом досуха высасывать их деньги и их судьбы.

А что сам прекраснодушный дурак? Прозрение, как правило, наступает слишком поздно... И мне бы хотелось вносить свою лепту в его прозрение.

Слева направо: Михась Климкович, Михась Лыньков и Якуб Колас (из фондов БГАМЛИ).

— Старушка Википедия сообщает, что в 1997 году в печати появилась ваша первая повесть «Путь к свету», в которой вы исследовали появление и деструктивное воздействие на человека различных сект и группировок. Связано ли ваше неприятие нынешних протестующих с этими исследованиями?

— Совершенно так. Тем более что поведение и мировоззрение «протестной среды» во многом схоже с сектантским. Некритичность к себе и своим кумирам. Озлобленность и экзальтированная ненависть в отношении всех, «кто не с нами». Подчеркивание эмпатии к «своим» и отсутствие всяческой эмпатии к оппонентам. Внушаемость. Двоемыслие. Жестокость на уровне невообразимом. Все это очень узнаваемо по сектам. И совершенно неприемлемо.


Второй аспект — я точно знаю, что будет, если вся эта бело-красно-белая тусовка победит. Это очень легко предсказать! Первым делом они сбросят маски «несчастненьких», сбросят и белые одежды. В белых одеждах не очень эстетично резать людей. Кровь видна. Кровь вопиет. Это с бело-красно-белыми тряпочками можно на протестах бегать, а в том же самом людей резать — как-то некомильфо. А то, что они БУДУТ резать, даже и секунды не сомневайтесь. Мы уже видели и наблюдали почти все виды жестокости и преступлений, на которые невероятные в своем истерическом «революционном» кураже готовы пойти. Жечь дома. Взрывать автомобили. Убивать. Конечно, их пока за горлышко держат силовики, спецслужбы, но вообразите на миг, что эта мускулистая рука государства ослабнет... «Несчастненькие» и «угнетенные», которые сейчас с таким тошнотворным пафосом говорят о «свободе», «справедливости» и «честных выборах», сами забудут о сути этих слов, переиначив на свой лад. Ведь эти люди не успокоятся на победе, они полны мести.
Стоит только дать шанс этим «героям», напускающим сейчас на свои лица несчастный вид, выбрать себе власть, и вы увидите, что будет.

И когда у меня спрашивают, в театральном жесте всплескивая ручками: «Зачем же поддерживать такую жестокую власть?!», я отвечаю: «А кто вам сказал, что власть жестока? Уголовный кодекс — не руководство по психоанализу и не инструкция для нянечки в детском садике. Это всего лишь ответ государства на все возможные преступления против людей, их безопасности, имущества и покоя». И что бы ни делало государство ради соблюдения законности и порядка, я, повторяю это снова и снова, буду поддерживать любые его усилия в этом жизненно важном деле.

— Людей, изображающих политическую деятельность на деньги иностранных фондов, вы называете бесстыдниками и циниками. Как думаете, почему эти люди каждый раз так часто проваливают первый же экзамен — испытание легкими деньгами? После жирных траншей они тихо и быстро сваливают за границу и как бы теряют связь со своей страной и ее соотечественниками на долгие годы. Так, изредка, могут пожурить в соцсетях белорусов за недостаточный революционный пыл и вялость в борьбе с «кровавым режимом». Но это разборки уровня песочницы, и на ход истории уж точно никак не влияют.

— Жадность, алчность сейчас вообще, как говорит молодежь, в тренде. Алчность вкупе с плохим воспитанием являет нам людей поверхностных, легких, нервно разболтанных, необязательных. Вы правы, уже сейчас они снова грызутся друг с другом — как пауки в банке, как агрессивные формы амеб, — пожирая друг друга без жалости!


— В «переменах», которые требуют на улицах, вы видите неизбежный коллапс. Почему? В силу опыта или в принципе, из нелюбви к тем, кто настроен на разрушение?

— Почти полвека я живу на этом свете. На долю моего поколения и на долю людей чуть старше пришлось столько «перемен», что мы имеем право говорить об их пагубности. «Опыт — сын ошибок трудных» — гениальная пушкинская строка. Развал СССР — невероятная трагедия и тяжелейшее время. Нищета, разгул бандитизма и безнаказанного хулиганства, инфляция, съедавшая любые сбережения… Я не хочу повторения этого ни для себя, ни для других. Можно ли меня назвать ретроградом и консерватором, если я не хочу никаких резких перемен в жизни государства? Пусть так. Не могу их желать, так как знаю, перемены не дают ничего хорошего в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Особенно в чехарде крутой смены власти. Перемены хороши для людей с шилом в одном месте, авантюристов, бандитов и мошенников. Для них это время возможностей, сладкое времечко ловли жирных рыбок в мутной воде. Для простого же человека, живущего обыденностью и трудом, перемены — катастрофа, ужас, потеря привычного дохода и ясных перспектив для семей.

И самое главное, что касается перемен, — это незыблемая аксиома и предсказуемость развития событий к худшему. Всегда к худшему. Не бывало нигде иного!

Не бывало хорошо простому человеку при резких переменах. Это всегда падение в пропасть и долгое, трудное, с кровью и потом выкарабкивание из нее. И не факт, что мир, который возникнет потом, будет приятнее и справедливее.

— Вы не раз называли происходящие в стране события «бунтом сытых людей». Можете предоставить факты, подкрепляющие этот тезис?

— А об этом уже много раз говорилось другими людьми по многим каналам. Не хочу повторяться. Средний класс, буржуа, предприниматели, обеспеченные молодые люди, не знавшие ни дня голода. Они многое имеют, но хотят еще больше.


В этом смысле очень показательна картина знаменитого художника Ильи Репина «17 октября 1905 года». На ней сытые и хорошо одетые обыватели, мещане, либеральные интеллигенты, купцы, коммерсанты, студенты с пламенным взором, нежные курсистки и даже, возможно, аристократы радуются революции 1905 года. Пройдет всего чуть больше 10 лет — и вся эта публика окажется или в эмиграции, или во вшивых теплушках-товарняках, в дизентерийном и тифозном бреду, изгнанной из своих квартир и домиков и «посеянной» трупиками в грязных придорожных канавах на всем пространстве Российской империи, к падению которой они приложили свои холеные ручки. Они тоже ведь были за справедливость, свободу и против «диктатуры». Только главная проблема всех делателей революции... Хотя нет, не так — приветствующих и сочувствующих революции в том, что никто из них не получает желаемого. Никто!

Английская революция породила гражданскую войну и диктатора Кромвеля. Великая французская — гильотину, кровавый якобинский террор, Робеспьера, гражданскую войну, диктатора Наполеона и снова войну. Русская... Все в курсе, что было после двух революций, не говоря уж о тихой беловежской «революции» 1991 года. Ад. Развал. Безумие. Кровь.

Не бывает иначе. Ну не бывает! Ожидать иного от революции — это упорно наступать на грабли и надеяться на какой-то иной исход, отличный от всех предыдущих трагических.

История ничему не учит сытых бунтовщиков. Они не хотят верить в то, что их сытая жизнь кончится быстрее, чем они произнесут слово «революция».

— Прочла у вас в одной из публикаций фразу, что «бчб не успокоятся и будут ждать нового шанса». Означает ли это, что пока рано говорить о том, что система выстояла. Как долго, на ваш взгляд, общество будет расколото и критична ли для него такая ситуация? Или раздрай был всегда и ничего чрезвычайного сейчас не происходит?

— Очень своевременные и важные вопросы. Уверен, что подводить итоги пока рано. Не будем лукавить — да, системой было совершено много ошибок. Причинно-следственная связь всех событий включает в себя и эти ошибки. Случился раскол. Его могло бы не случиться, не вмешайся внешние силы, влившие огромные средства в то, чтобы добиться этого. Государством была применена сила, чтобы вернуть забывшихся граждан в русло законности и правопорядка. Противоречия остаются. Раскололись семьи. Разошлись друзья. Как долго это продлится? Не знаю.

Для излечения от такого общественного стресса необходимо время. И, несомненно, дальнейшие усилия государства и патриотов.


— Еще одно ваше любопытное замечание: власть — это меч, и его нельзя выпускать из рук. Поясните свою мысль, пожалуйста, можно ли этот «меч» передавать по наследству или дарить?

— Ведут за собой народы и делают историю личности, а не «наемные менеджеры». Все, связанное с государственным устройством, с государственным мышлением, с задачами воплощения власти, — требует именно роли личности, обладающей волей и силой духа, невыразимой в денежном эквиваленте. Примерьте эту роль на «наемного менеджера», и она окажется для него велика, неудобна, невыгодна и смехотворна.

Проблема многих современных политиков только в том, что они больше думают о личном — о рейтингах, о самопиаре, об имидже, о выгоде, об избежании докук и «неприятностей», о том, как скользко выкрутиться, если что-то не выгорело. Смелость, честность, напор, государственное мышление, нестандартные или, как сейчас говорят, креативные подходы к решению проблем и непомышление о личных выгодах — большая редкость среди политиков, к сожалению.

Мы не можем говорить о передаче «меча власти» по наследству. У нас это не предусмотрено Конституцией. Но мне хочется верить, что в нужный момент истории обязательно появится человек, достойный этого «меча», который положит свою жизнь на алтарь Отечества. Пусть пафосно, пусть высокопарно, но в этом есть глубинный смысл призвания и служения делу государства. А те люди, которых мы имели сомнительную «честь» наблюдать на нынешних выборах, — самый ужасающий жребий из всех возможных. Страшно даже представить, что было бы, если бы нынешний Президент вынужден был передать кому-то из них «меч».

— О каком будущем для страны вы мечтаете?

— Самодостаточная, высокотехнологичная страна с максимумом возможностей для развития и жизни людей.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter