Писать картины - профессия, продавать - искусство

Еще каких-то 100 с небольшим лет назад живопись была невероятно актуальной.
Еще каких-то 100 с небольшим лет назад живопись была невероятно актуальной. Любители и знатоки бурно реагировали едва ли не на каждую выставку. Художники становились героями газетных полос и самых жарких споров. Конечно, чаще их ругали, но тем и подстегивался обывательский интерес. Люди небедные скупали оригинальные работы: чутье банкира или предпринимателя безошибочно подсказывало выгодные варианты вложения денег.

Сегодня же техническая унификация мира, называемая глобализацией, - не просто модная тема, а реальная угроза для искусства. И прежде всего для живописи, ведь по-настоящему труд художника может быть только ручным. Но в новом мире живописное "рукоделие" остается актуальным для редких эстетов. Очень редких. Не тот уровень культуры?

В конце прошлого года в Брюгге (Бельгия) по инициативе шведского посла в Германии Карла-Ерика Нормана состоялась первая встреча Европейского культурного парламента, в которой приняли участие люди искусства из 25 стран, в том числе и белорусская художница Ирина Кузнецова. Впрочем, каждый участник бельгийской конференции выступал не от имени своей страны, а от себя лично, причем с деятельностью каждого приглашенного г-н Норман был хорошо знаком.

В конце прошлого года в Брюгге (Бельгия) по инициативе шведского посла в Германии Карла-Ерика Нормана состоялась первая встреча Европейского культурного парламента, в которой приняли участие люди искусства из 25 стран, в том числе и белорусская художница Ирина Кузнецова. Впрочем, каждый участник бельгийской конференции выступал не от имени своей страны, а от себя лично, причем с деятельностью каждого приглашенного г-н Норман был хорошо знаком. Вариантов спасения современной живописи и культуры в целом прозвучало множество, и порой весьма неожиданных. Например, Ирина Кузнецова, имеющая многолетний опыт организации международных детских пленэров, отправилась в Бельгию с идеей создания международного музея детского рисунка, справедливо полагая, что детское творчество - своеобразное отражение социума, культуры и истории того народа, к которому принадлежит ребенок. Конкретные предложения были у всех участников встречи - от издания детской антологии культуры для изучения в общеобразовательной школе до создания центра современного искусства с кардинальным пересмотром границ и критериев этого понятия, но в конечном итоге суть дебатов свелась к одному: настоящее, высокое искусство непременно должно стать массово востребованным и доступным. Причем не опускаясь до усредненного уровня.

Конечно, никто не спорит, что массово культурное человечество окажется только в выигрыше. И все же больно утопичной показалась мне задача, поставленная художниками самим себе.

Никаких конкретных результатов участники этой беспрецедентной встречи пока не добились, договорились собраться снова через год в Санкт-Петербурге. Заставить политиков мира уяснить элементарную формулу "Бездуховность нации прогрессирует вместе с падением количества и качества искусства в стране" непросто даже Европейскому культурному парламенту. Искусству необходима государственная поддержка. Товарно-рыночные отношения, в которые уже и Беларусь пытается вовлечь своих живописцев вслед за Европой и Россией, вовсе не единственно должный путь развития искусства. Хотя реальность пока именно такова.

Недавно было решено увеличить нашим художникам плату за аренду творческих мастерских в 5 раз, и тут же параллельно вышел закон, запрещающий покупать картины в галереях из бюджетных средств по безналичному расчету. Хотя приобретать живопись на личные деньги в Беларуси могут позволить себе считанные люди. Галереи, таким образом, оказались на грани разорения. Кроме того, художник, желающий продавать свое творчество с выставок, теперь должен иметь удостоверение частного предпринимателя и ежемесячно платить налоги, не получая, как известно, регулярных доходов. Быть художником в Беларуси становится невыгодно... Что будет дальше?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter