Больше всего пиратских атак сегодня происходит в Гвинейском заливе

Пираты XXI века

Морское пиратство, кажется, существовало всегда — вспомните популярные фильмы и приключенческие книги, которые вы читали в детстве, смотрели в отрочестве, перечитываете и пересматриваете тогда, когда вам нужно отвлечься от действительности. Джонни Депп в роли обаятельного пирата отвлекает от суровой реальности всегда, даже когда она накрывает с головой его самого. Но настоящие пираты не обаятельны — они жестоки. Встречаться с ними не хочется никому, и Джонни Деппу тоже.


Помните про сомалийских пиратов, которые с десяток лет назад наводили ужас, кажется, не только на Аденский залив, но и на весь мир? Недели не проходило без того, чтобы из морей как с полей битв не приходило сообщений: пошли на абордаж. Вспомните, когда вы об этих пиратах слышали последний раз? Правильно. Но это не значит, что их больше нет.

Виды

Самый частый вид пиратства — мелкий грабеж, если и попадает в новости, так только местные: размах не тот. Чаще всего ему подвергаются стоящие на якоре суда: местные криминальные банды крадут на борту все, что попадается, — ценные вещи, электронику, деньги и оборудование. Черный рынок это все переваривает, доход варьируется от пары сотен до пары тысяч долларов. Такие нападения чаще всего не угрожают жизни команды и грузу — если и украдут, то пару контейнеров.

В некоторых регионах банды похищают членов команды для получения выкупа. И эти случаи редко попадают в новости: о них не говорят, чтобы не плодить последователей. Этот вид пиратства более сложный по организации и необходимым для его осуществления ресурсам, но куда более доходный: компании выкладывают огромные деньги, спасая свой персонал.
Ну и вершина пиратского искусства — похищение судов. В этом преуспели как раз сомалийские пираты, похитившие в конце 2000-х — начале 2010-х сотни судов и тысячи работавших там людей.
Но их «успех» (если уместно здесь использовать это слово) трудно повторить: ему способствовало слабое правительство и протяженная береговая линия вдоль важнейших в мире морских маршрутов. Такая угроза судам сохраняется сегодня вдоль Африканского Рога и в Гвинейском заливе, но похищенных единицы.

Цели

Самые легкие цели — небольшие суда: рыбацкие и личные катера и баржи. У них низкая осадка и меньше команда на борту — их легче атаковать. Много, конечно, не выручишь, но зато ими можно пополнить свою флотилию.
Крупные суда и контейнеровозы — цель более привлекательная: больше команда — больше денег и других ценностей, да и груз можно утащить. В то же время большая команда означает более серьезное сопротивление и повышенные меры безопасности на борту. К тому же атака на международные суда все чаще побуждает местные власти действовать. На атаки в международных водах реагируют и военные корабли, как это было — и все еще происходит — с сомалийскими пиратами.

Где

Больше всего пиратских атак сегодня происходит в Гвинейском заливе. В 2020 году пираты захватили там команды 130 судов (всего в мире было захвачено 135 команд).
Бороться с пиратством в Гвинейском заливе сложно хотя бы потому, что 20 его портов находятся в 17 странах — от Сенегала на севере до Анголы на юге. Но поскольку Европа и США в значительной степени зависят от нефти, которую через него перевозят, их военные корабли здесь частые гости. Особенно активны Франция и Италия, скоординированно защищающие свою энергетическую безопасность даже вдали от своих берегов.

Через Африканский Рог и прилегающий к нему Баб-эль-Мандебский пролив проходят морские пути, соединяющие Индийский океан и Европу через Суэцкий канал. Баб-эль-Мандеб — узкий проход (ширина — 6,4 км),  соединяющий Аденский залив и Красное море. В 2018 году через него ежедневно перевозили 6,2 млн баррелей нефти и нефтепродуктов — это 6 процентов того, что ежедневно потребляется в мире. На пике активности сомалийских пиратов (хотя лучше не поминать их лихом) в 2009—2010 годах они захватывали одно судно и 20 человек команды еженедельно. Но военные из разных стран согласованно взяли обеспечение безопасности в свои руки, и сейчас в этом регионе гораздо спокойнее, хотя без нападений не обходится: последнее было в январе.
Но самые важные морские пути проходят даже не через Аденский залив, а через Малаккский и Сингапурский проливы — они связывают важнейшие мировые производственные базы в Восточной Азии с европейскими рынками, а ближневосточную нефть с ее азиатскими потребителями. Пиратские группировки, которые базируются в основном в Индонезии, в прошлом году атаковали в Сингапурском проливе 34 судна...  
В 2005 году пиратская угроза была такой серьезной, что страховая компания Lloyd объявила Сингапурский пролив зоной с военной угрозой — стоимость страховки для проходящих через него судов увеличилась на 1 процент от суммы груза. Это примерно миллион долларов за каждый рейс.

Рост страховой стоимости всегда существенный аргумент: на пике активности сомалийских пиратов стоимость страховки для судов, входящих в Аденский залив, выросла на 1000 процентов. Даже в 2013 году, когда активность пиратов упала почти до нуля, судовые компании платили 3,2 млрд долларов за дополнительные меры безопасности.

Безопасность вообще стоит денег. Например, чтобы избежать столкновения с пиратами, эксперты рекомендуют увеличить скорость судна до 20 миль в час по сравнению с обычной в 14 миль: на такой пираты, скорее всего, не догонят. Но это увеличение означает, что и топлива нужно больше. На сколько? На 88 тысяч долларов в день. Если же сохранять топливосберегающую скорость, обходя опасные зоны, это удлиняет маршрут, а значит, топлива все равно нужно больше. Все же дополнительные затраты будут включены в стоимость товара, за который заплатим в том числе и мы с вами.

Так что пиратство в XXI веке — наша общая история. И молчите про Джонни Деппа.
В марте 2021 года китайская рыболовецкая компания заплатила выкуп 300 тысяч долларов за освобождение 14 членов своей команды, которые провели месяц в плену.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter