Пираты в паутине

Почему троллинг малоэффективен в белорусском интернет-пространстве?

Почему троллинг малоэффективен в белорусском интернет-пространстве?

Высокие технологии переманили в виртуальный мир немало изгоев реальных человеческих отношений. Впрочем, далеко не все интернет-провокаторы — откровенные психопаты, стремящиеся обратить на себя внимание. Изрядный “кусок” сети — форумы, специализированные новостные сайты с возможностью комментирования, “живые журналы” — давно вызывает прагматичный интерес со стороны бизнеса и политики. Соблазн обратить умонастроения широкой аудитории на достижение какой-либо конкретной цели весьма велик, а успех приносит реальные дивиденды. Однако практикуемый для этих целей троллинг — провоцирование интернет-пользователей на нужное поведение — в Беларуси чаще всего дает откровенный сбой. “Народная газета” решила выяснить: почему высокие технологии в нашей стране не способствуют низким помыслам?

“А беззубые старухи их разносят по умам”

Собственно говоря, тролли как явление были всегда и интернет здесь совершенно ни при чем. Мало ли интриганов, распространителей слухов и сплетен было в советские годы? Об этом явлении замечательно спел Владимир Высоцкий, сам неоднократно бывавший жертвой обывательских домыслов: “И поют друг другу — шепотом ли, вкрик ли — слух дурной всегда звучит в устах кликуш. А к хорошим слухам люди не привыкли, говорят, что это выдумки и чушь”.

К той же категории можно отнести и небольшую, но упорную армию “профессиональных жалобщиков”, во все времена и эпохи не устающую штурмовать органы власти и управления, учреждения и редакции, подъезды судов и палат. Они коллекцио-нируют официальные ответы, аккуратно подшивают их в папку (как-то довелось увидеть увесистый “фолиант” продолжающейся переписки, первые бланки которой датировались началом семидесятых годов) и с новой силой бросаются в бой, перегружая отделы писем и обращений ведомств и газет. Автор этих строк за годы своей работы столкнулся уже с десятком сограждан, обеспокоенных тем, что “учителя в школах продают детей на органы за границу”, “соседи установили сверхмощный секретный излучатель, чтобы сжить меня со свету”, а “дачный урожай постоянно страдает из-за влияния темных сил”.

Надо ли говорить, что появление возможности виртуального и анонимного общения пришлось подобным социо- и психопатическим личностям как нельзя кстати. Впрочем, в интернете надоедливого кликушу достаточно просто игнорировать. Чего нельзя сказать о профессиональном тролле, по сути, довольно мерзком, но в то же время умелом и изобретательном манипуляторе человеческими эмоциями и поступками, способном извлекать из подобных манипуляций вполне практичный результат.

Сетевые войны

В последние год-полтора на ряде белорусских сайтов, позиционирующих себя как свободные и независимые новостные порталы, стали с явной периодичностью возникать скандальные заметки о магазинах или автозаправочных станциях известных сетей. То охрана побьет покупателя, то в продукции обнаруживается что-то непотребное, то обменные курсы явно завышены. В комментариях новости тут же начинается уничижительное клеймение самой торговой или автозаправочной сети как таковой. “Я в ее магазины (на ее АЗС) больше ни ногой, а ты?” — призывы такого рода красной нитью проходят через большинство “возмущенных комментариев”.

Это — банальный и давно известный интернет-троллинг, преследующий коммерческие интересы. Учитывая, что торговые или топливные сети, как правило, белорусские или российские, а сайты-скандалисты, хоть и именуют себя белорусскими, вещают исключительно из Западной Европы и США, смысл их действий понятен: убедить белорусов ездить в шоп-туры, вывозить валюту, кормить западных производителей и реализаторов. На таких сайтах вы никогда не прочтете, что польская сеть магазинов Makro Cash & Carry оскандалилась, натуралистично выложив недавно на прилавки поделенных надвое поросят. И что в мясных фрикадельках ИКЕА, предназначенных для Чехии, была обнаружена конина. Не прочтете вы и о том, что, кризису вопреки, для обслуживания верховных комиссаров Евросоюза штаб-квартира ЕС закупила двадцать одну кофемашину, заплатив за каждую по пять тысяч евро. И пока европейские налогоплательщики рассуждали об уместности кофемании в условиях падения ВВП, еврочиновники также негодовали: оказалось, что машины обслуживались через пень-колоду, в результате чего в чашки еврокомиссаров поступала повышенная концентрация свинца и никеля. Кстати, не в этом ли одна из причин их неадекватного восприятия действительности?

Как я был “виртуальным Штирлицем”

Хотя многие исследователи интернет-пространства уверяют, что политический троллинг в принципе ничем от экономического не отличается, рискну с этим не согласиться. Политические тролли возвели расхожий тезис “политика — дело грязное” в буквальный абсолют. Достигнув тем самым удивительного результата: свобода слова, к которой взывают практически все политтролли, оказалась окончательно и бесповоротно ими же погребена. Сегодня редакторы многочисленных сетевых изданий в России и Украине бьют тревогу: многие добропорядочные граждане, обнаружив, что их отзывы тонут в море грязных комментариев платных пропагандистов, вообще перестают реагировать на новые статьи. Обратная связь с читателями прекращается, а следом снижается и привлекательность такого ресурса со стороны рекламодателей.

В Беларуси же сложилась диаметрально противоположная ситуация: здесь платными троллями на некоторых сайтах выступают сами авторы тенденциозных, а порой и вовсе провокационных материалов. Они немедленно и под разными именами обливают грязью любого стороннего гражданина, рискнувшего высказать свое мнение, отличное от “генеральной линии Запада”. Лет десять назад у автора этих строк возникла идея пошалить в стане идеологического противника, самому сделавшись на время троллем. Алгоритм был прост: входить на форумы оппозиции и строить из себя ультранационалиста, попутно “разоблачая” того или иного форумного аборигена как “провокатора” или “агента Москвы”.

Результат превзошел все ожидания: оказалось, что демоактивисты и их помощники готовы всю свою желчь, злость и брань обрушивать на своих же соратников. Достаточно было с утра забросить на форум пару-тройку бредовых обвинений, как к вечеру из них вырастал снежный ком ненависти, в котором отчаянно барахтались и оплевывающие друг друга “демократы”, и свобода слова как таковая. Впрочем, именно это и внушает немалый оптимизм. Как сказочные, так и виртуальные тролли никогда и не считались симпатичными существами. Зато вариант дестабилизации ситуации в стране через интернет отпадает напрочь: пауки в сетевой “банке” настолько всеядны, что съедают прежде всего самих себя.

ПаТРОЛЛЬная машина

“Профессиональный тролль — по сути тот же пиарщик и рекламщик, но со знаком минус, — рассказал “Народной газете” молодечненец Григорий, пятый год работающий на ниве брендинга в одном из белорусских агентств, а до того прошедший многолетнюю практику и “обкатку” своего мастерства в Москве. — Его задача — не столько продвинуть свой проект, сколько дискредитировать конкурентов. Но делать это надо профессионально, для этого требуются определенная компетентность, широкий кругозор, образованность. Аргументы типа “вот это клево, а все остальное — фигня” даже в молодежной интернет-аудитории сегодня не срабатывают: все-таки откровенных дебилов в сети меньшинство. Поэтому сперва демонстрируется эрудиция, вызывается к себе уважение и, как следствие, доверие. Затем исподволь продвигается нужная мысль. Одновременно просчитываются и пути к отступлению: например, если возникает угроза разоблачения, в троллинге немедленно обвиняется именно тот, кто тебя вычислил”.

Помимо чисто экономического популярность на постсоветском пространстве набирает и троллинг политический. Недавно эту тему практически синхронно затронули две почти одноименные, но разделенные океаном газеты. Американская The Atlantic ополчилась против российских “онлайновых комментаторов-пропагандистов”: они якобы централизованно вербуются, пишут ежедневно по сотне комментариев на заданные темы, получая за полный восьмичасовой рабочий день 1180 российских рублей (около 340 тысяч белорусских). “Платные комментаторы — это не новое явление в России, аналогичная практика широко распространена во многих других странах, — уверяло при этом издание. — Такая стратегия в последние два года набирает обороты и в настоящее время широко применяется в 22 из 60 обследованных стран”. Тем временем французская Atlantico обреченно констатировала: “Нужно признать, что тролли победили. Хотя в реальном мире они были бы изгоями, в интернете у них даже появляются поклонники. Тролли манипулируют всей культурой интернета, они превратили его в царство гнева”. По мнению специалиста по информационным технологиям из Университета Бордо Оливье Ле Деффа, выходом из ситуации может быть принятие ряда непопулярных мер: “Простым решением стала бы возможность четко отследить автора каждого сообщения, новости или записи в блоге. Это мечта не только всех шпионских государств, но и лидеров интернет-индустрии”.

 Легендарные вредители

В дословном переводе английское слово trolling означает ловлю рыбу на блесну. Похожую цель ставят и сетевые тролли, забрасывающие в виртуальный океан провокационную наживку и ожидающие реакции. Уместно вспомнить и “настоящих” троллей — существ из скандинавской мифологии, изображаемых обычно в виде неприятных и злых вредителей-уродцев.

Признаки тролля:

  • Стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки
  • Использование штампов, навешивание ярлыков, умелая казуистика
  • Сверхкомпетентность в узких вопросах
  • Уклонение от спора на неудобные темы
  • Агрессивность в отношении новичков
  • Провокационная грубость при проигрыше в дискуссии
  • Деструктивное критиканство, отсутствие конструктивных предложений.

Как противостоять троллям?

  • Ловите тролля на некомпетентности
  • Обращайте внимание на неграмотность троллей, поправляйте их. Обычный пользователь не обратит на это внимания, тролль — обидится
  • Размещайте в комментариях больше ссылок: тролли обычно “многостаночники”, им некогда ходить по ним. Ловите их на этом
  • Выявляйте и подчеркивайте стандартные “набросы” и штампы в сообщениях троллей
  • Одно из профессиональных орудий тролля — ложь — со временем забывается. Ловите его на противоречиях.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter