Пир дикой природы

Жара провоцирует пресмыкающихся на агрессивность. Гадюки уже пробуют на зуб дачников, отдыхающих и грибников...
Норвежцы в ужасе: их воды атакуют полчища королевских крабов. Двенадцатикилограммовых двухметровых чудовищ, выведенных в качестве эксперимента еще советскими биологами. Барбадос в трауре: его заполонили сотни тысяч огромных, величиной с ладонь, африканских улиток, пожирающих все вокруг. Природа продолжает свое наступление на человека. Только успевай отбиваться! Там малярийные комары, тут клещи, здесь бешеные лисицы. А дикий бадьян, без разбора жалящий отдыхающих на Кавказе? А ясенец в Крыму? Впору каждой стране издавать «путеводитель» по особо опасным представителям собственной флоры и фауны. Беларусь — не исключение. Летом особенно нужно держать ухо востро: солнцу радуется все живое, в том числе и очень небезопасное для человека...

Об особо опасных

Жара провоцирует пресмыкающихся на агрессивность. Гадюки уже пробуют на зуб дачников, отдыхающих и грибников. Только в палаты минской больницы скорой медицинской помощи попали десять человек, укушенные змеями.

...В прошлом июне гадюка атаковала сына Федора Маханькова. Дело было на даче в Минском районе, когда парень вышел в собственный огород. Тогда все обошлось. Отек спал, пациент благополучно выписался из больницы. Об этом случае, наверное, вскоре совсем позабыли, если бы не одно странное совпадение. Ровно через год — день в день — ядовитая змея набросилась на его отца.

— Э, как меня угораздило! — косится на посиневшую ногу Федор Данилович. — Вышел утром скосить траву на лужайке и вдруг почувствовал боль. Как будто комар укусил. Когда увидел ранку от змеиных зубов, понял, что все гораздо серьезнее. Промыл ранку на бензоколонке и сразу же отправился в больницу.

Многие даже не подозревают, что змея может напасть не только в лесу. А замечают гадюку у себя под ногами лишь после укуса. Что ж, действовать нужно быстро. Иногда счет идет на минуты. Яд даже не успеет толком подействовать, а человек (если у него есть аллергия) уже может умереть от анафилактического шока.

— Существует много заблуждений, что делать после укуса гадюки, — предупреждает заведующий отделением по лечению острых отравлений больницы скорой медицинской помощи Аркадий Костюкевич. — К примеру, некоторые ошибочно советуют накладывать жгут или туго бинтовать. Ни в коем случае! После укуса гадюки, опасность яда которой сильно преувеличена, этим можно сделать только хуже. Сосуды сжимаются, отек становится больше, но яд–то никуда не уходит. Последствия могут быть очень серьезными, вплоть до отказа почек или развития гангрены.

Кроме того, рану нельзя разрезать или прижигать каленым железом. Некоторые глотают обезболивающие лекарства или, хуже того, могут опрокинуть рюмку. Напрасно! Алкоголь замедляет выведение яда из организма. Совсем уж отчаянные зачем–то бросаются ловить змею–«обидчицу». Только врачам гадюка ни к чему. Не тратьте время, а лучше скорее поезжайте в больницу!

Однако травму всегда легче предупредить, чем потом ее лечить. В конце лета яд гадюк достигает максимальной токсичности. Как раз в это время в леса устремляются грибники. Опытные любители «тихой охоты» надевают плотные брюки, резиновые сапоги и всегда берут с собой палку. Они знают, что около во–о–он того симпатичного боровика может свернуться в скользкое кольцо пресмыкающееся. Прежде чем сорвать гриб, поворошите прутом около него. Так будет безопаснее.

В природе, кроме гадюк, ядовитых змей больше у нас не водится. Однако на экзотических «туристов» можно натолкнуться даже в собственной квартире. В Минске спасатели уже дважды вылавливали безобидных полозов из многоэтажных домов, куда «путешественники» забрались по канализации. Но, не исключено, в частных террариумах водятся и более опасные их собратья — кобра, гюрза или эфа, например. Будьте осторожны!

Александр ТУМАР, фото Артура ПРУПАСА, «СБ».

Кстати

Токсикологи не помнят, чтобы укус гадюки привел к смертельному исходу. Но за лето змеи, как правило, нападают на несколько десятков человек. Обычно это самоуверенная молодежь и пожилые люди со слабым зрением.

Борщевик разбушевался

Когда в середине 50–х с Северного Кавказа к нам привезли безобидную «траву Геракла», вряд ли кто–то мог предсказать, что борщевик станет «звездой» экрана, а рассказы его жертв попадут на газетные полосы...

Борщевик Сосновского — растение силосное. Его можно скашивать 3 — 4 раза за сезон и получать около 3 — 4 центнеров с гектара. Отличный урожай! Только вот подсчитывают «плоды» деятельности борщевика нынче не сельхозработники, а медики. В последнее время в ожоговые центры по всей стране обращается очень много людей. Сильные ожоги I, II и даже III степени, головная боль, тошнота... В солнечную погоду люди неосторожно прикоснулись к листьям опасной травы.

— Когда ввозили, никто и не думал, что растение станет реальной угрозой, — рассказывает научный сотрудник лаборатории флоры и систематики растений Института экспериментальной ботаники НАН Аркадий Скуратович. — Недавно видел работника СПК, который уже третью неделю ходит с забинтованными руками. В майке он косил борщевик на поле...

«Трава Геракла» растет на обочинах полей и дорог, но встретить ее можно и в городе. Густые заросли есть, к примеру, в районе 9–й минской городской клинической больницы, аэропорта «Минск–1». Впрочем, если растение не трогать, оно вполне безобидно. И даже выглядит экзотично: порой трава вырастает в высоту аж до четырех метров! А стебли вполне можно использовать для различных поделок. Главное, вовремя срезать чашечки с семенами.

Ученые из Института экспериментальной ботаники объявили сорняку войну. Они намереваются составить карту распространения заразы, чтобы после решить, как ее побороть. Пока с борщевиком сражаются при помощи химии.

Из растений–«иностранцев» опасны для человека также циклахена и амброзия. Последняя — вовсе не пища олимпийский богов, а вредоносная карантинная трава, настоящий бич для аллергиков. На лечение больных, страдающих сезонной аллергией, уходят немалые деньги, поэтому разговоры о вреде чужеродных растений — вовсе не домыслы ботаников. Помимо того что «иностранцы» угрожают национальному биоразнообразию (например, в Беловежской пуще чрезмерно разросся «чужестранец» красный дуб), они еще и приносят бюджету немалые убытки.

В США с вредными растениями борются даже при помощи... спутника. На основании наблюдений из космоса ученые составляют карты распространения тамариска, небольших вересковидных деревьев и кустарников, которые завезли в страну двести лет назад.

К слову, ситуация с борщевиком и другой опасной растительностью очень напоминает мне сюжет из известного фантастического романа Джона Уиндема «День триффидов». Гигантские растения, которые вывели для того, чтобы получать из них масло великолепного качества, в итоге едва не привели человечество к гибели. Утопия, конечно... Но ведь классики научной фантастики ошибаются в своих прогнозах очень редко.

Николай КОЗЛОВИЧ, «СБ».

Компетентно

Наталья ЛУНИНА, ведущий научный сотрудник Центрального ботанического сада:

— Проконтролировать все
растения, которые привозят к нам из–за рубежа, очень сложно. На потенциальную инвазивность семена не проверяют. Да и сложно сразу же определить: является тот или иной кустарник чужеродным или нет. Кстати, проблема борщевика встала перед учеными уже давно. Недавно ездили по стране. В Витебской области в одном из детских садов борщевик рос... прямо на клумбе в центре игровой площадки. Воспитатели должны за этими растениями следить. Иначе может случиться беда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter