Пинский дождик над Равенной. Итальянский благотворительный фонд “Маленький мир” шефствует над школой-интернатом имени К.Е.Казакова

...Картину-мозаику, на которой изображен фиолетовый голубь, девчонка прижимает к сердцу... Картина довольно тяжелая — это керамика, а по ней мозаичный рисунок, очень простой. Подарок интернату от итальянцев, которые специально для детей-полешуков, оставшихся без родителей, сотворили в художественной школе итальянские мастера, повторив образы старинных фресок времен Данте Алигьери. Говорят, что много веков назад Данте, когда писал “Рай” своей “Божественной комедии”, любовался этими фресками...
Мы уже рассказывали нашим читателям о выставке великолепно сделанных копий в музее Полесья. Сегодня же несколько мозаик уже переданы детям в сиротский интернат. Здесь, в пинской школе-интернате, дети читают “Божественную комедию” Данте, понимают высокое творчество и сами, кстати, тоже учатся делать копии замечательных фресок, оригиналы которых находятся в восьми самых крупных музеях мира.
— Не слишком ли это сложная задача для ребят? — спросила я у директора школы-интерната Зинаиды Антоновны Чайковской. — Не получится ли лубок?..
Мой вопрос удивил директора школы:
— Нет, не получится, ведь наши ребята занимаются этим творчеством не в Пинске, а в специальных мастерских города Равенны, в Италии. Их обучают профессиональные мастера и студенты, которые овладели техникой и умеют осовременить искусство древних мастеров...
Что же общего у Пинска и итальянского городка Равенна?
— У нас Припять, а в Италии — море, много воды... Все эти рыбки, птички, звери и цветы, которых изображают дети мозаикой, так похожи! Получается красиво... Ну а любоваться и оценить творчество умеет каждый ребенок. Никто так щедро не обрадуется новой работе своего друга, как ребенок.
Оказывается, в Равенне сохранился даже домик, где жили родители Данте, который больше писал в Риме. И наши дети видели его! Сохранилось и дело старых мастеров, которое вот таким необычным образом заглянуло и к нам в Беларусь. Услышав рассказ Зинаиды Антоновны, ее размышления, поняла: все дело в узнавании красоты самого творчества, в его доступности... Ребенок, даже первоклашка, уже может наравне со всеми подбирать тона мозаик, выкладывать рисунок...
— Мозаики, которые сделаны нашими детьми, — полесские... Сразу можно отличить их от работ итальянцев. Тут свое, пинское, солнышко, свой дождик...
Пинская школа-интернат не имеет специального художественного уклона. Развитие и воспитание детей происходит по многим направлениям. Это гуманитарное пространство, в основном рисунки и труд, разнообразные учебные программы с учетом индивидуальных способностей.
Никто не заставляет детей заниматься тем, к чему нет тяги и желания. Школьная программа, конечно, обязательна для всех, но что касается творчества — тут большой выбор. Во всяком случае, нигде в Беларуси не встречала, чтобы малыши столь легко и азартно “лепили” фрески по сюжетам древности и умели весело и со знанием дела об этом рассказать человеку несведущему...
Картины украшают детские спаленки, оборудованные с помощью итальянцев, которые закупили здесь, в Пинске, кроватки, шкафчики, тумбочки... А основная часть мозаик, словно небольшая галерея, разместилась в библиотеке.
Многие детки в интернат приехали из окрестных деревень Брестской области. Их более двухсот — с первого по одиннадцатый класс, есть среди детей братья и сестры из одной семьи... У кого-то не стало мамы, а отец один не справляется с воспитанием детей, у кого-то родители лишены своих прав... Главная для всех них мама — Зинаида Антоновна Чайковская. Строгая и миловидная, очень добрая, она продолжает дело удивительного педагога, именем которого и названа сегодня школа-интернат.
— Константин Емельянович Казаков — и мой учитель. — Она задумалась, с чего же начать рассказывать о столь дорогом всем человеке. — Его не стало несколько лет назад, это было большим горем для нас. Он — педагог от природы. Тихий, незаметный на первый взгляд, он учил детей честности и достоинству своим личным примером. Всегда занят был чем-то! Детям прививал прежде всего любовь к труду...
Он был фронтовиком. Служил в погранвойсках. Оказавшись в окружении, создавал первые партизанские отряды. А закончил войну командиром отряда имени Суворова. В нашем школьном музее хранится его “Дневник партизана”.
Зинаида Антоновна лет пять работала вместе с Константином Емельяновичем и считает эти годы своеобразной “педагогической поэмой”. Многое изменилось с тех пор... Не ездили при Казакове дети в Италию, не знали даже, где находится Равенна — один из самых красивых городов в провинции Эмилья-Романья, но так же, как и сейчас, умели дружить, поддерживать друг друга в любой сложной ситуации, ведь почти все воспитанники интерната пережили много горя...
Снять этот давний стресс, помочь им адаптироваться в новой семье — вот цель их подвижничества.
— Мы учим прежде всего сострадать друг другу, — размышляет Зинаида Антоновна. — Почти у каждого ребенка в душе хоть маленькая, да боль... Денис и Артур, не стану называть их фамилий, они ведь исправились. А дома, “при маме”, попрошайничали по поездам... Почти не учились. Путешествовали!.. Школа-интернат приняла их как своих. Им дали книжки, компьютер, научили ходить в спортзал, увлекли интересными делами.
Нет, школа-интернат — это не катастрофа в жизни, как считают многие, ничего не зная о ней, а современное детское общежитие, дом, где много друзей.
Дети растут быстро. Давно ли пришел в интернат Дима Бондарев? Больше всего любил физику и математику... И вот уже скоро ему поступать в радиотехнический колледж.
— Всей школой поболеем за него! — сказала Зинаида Антоновна Чайковская.
Многие не хотят уходить из интерната. Но мы не теряем своих выпускников, все знаем о них. Поступила Ольга, сестра Димы, в лингвистический университет, рады и за нее. Следим, чтобы не забыла получать льготную стипендию, переписываемся, общаемся.
Ей и теперь помогает во всем итальянская семья. Это так важно на первых порах, когда ребенок после полного гособеспечения попадает в самостоятельную жизнь. Надо заново всему учиться, даже как на эту стипендию прожить в большом и незнакомом Минске... Многие (и педагоги иногда тоже) считают, что помощь иностранцев не всегда желательна и уместна, что, дескать, излишне балуют интернатовских, задаривают... Я категорически не согласна с этим, ведь у нас отношения между семьями итальянцев и детками складываются годами, все, кто едет в семью в Равенну, знают и итальянский прекрасно, общаются свободно, роднятся...
Президент благотворительного фонда “Маленький мир” известная итальянская журналистка сеньора Рафаэла Кандоли, помогая полесским детям, прекрасно понимает, что все вместе мы строим мир большой, человеческие судьбы. Ничего для этого не жалко...
— Мама Зина! — на пороге стоял мальчишка — худенький и бойкий, ничуть не смущаясь.
— Что, моя радость? — Зинаида Антоновна и мальчишку включила в наш разговор. — В какой же из двадцати восьми кружков ты записался?
Виталик Кибак — из деревни Валище Пинского райна. Осенью удирал раз десять, а теперь забыл об этом вовсе, прижился.
Можно играть в футбол или придумывать мультики, можно рисовать, можно написать письмо в Равенну, можно почитать хоть страничку из дневника Константина Емельяновича, можно... многому научиться, если захочешь. Виталика от компьютера не оторвать...
— Нет, не поеду в Валище, пока “мама” не разрешит, — говорит он.
...Совсем недавно в школу-интернат прибыли новенькие, тридцать пять человек. Дети разных возрастов... Виталик Кибак по сравнению с ними уже старожил. Видит, какие сложности у вновь прибывших братишек и сестренок. Да ведь он уже все это прошел, пережил, сейчас помогает новичкам адаптироваться в прекрасной интернатовской семье. С помощью, разумеется, и общей для всех них “мамы” Зинаиды Антоновны Чайковской.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter