Пинская вахта

Сколько человек могут поместиться в багажнике джипа?

Как я «охраняла» государственную границу

Обычных людей погранзона, шлагбаумы и зеленые фуражки заставляют подтянуться и собраться, а у особо впечатлительных и вовсе вызывают благоговейный трепет. Ладонь к козырьку, внимательные взгляды, собаки и спецоборудование: граница — это особый режим. Однако при ближайшем знакомстве пограничники оказались вовсе не страшными, а общительными и дружелюбными. Почему банка с вареньем требует повышенного контроля, сколько человек могут поместиться в багажнике джипа и на что обращать внимание при досмотре авто? Ответы на эти вопросы корреспонденты «Р» получили на белорусско-украинской границе, где провели день с представителями Пинского пограничного отряда.

Сбор в законе

— На Мерлинский полигон в этот раз не поедем: не сезон, — встречает нас помощник начальника Пинского пограничного отряда по работе со СМИ Михаил Бут-Гусаим.

Пока пограничный УАЗик везет нас на заставу, Михаил рассказывает про недавние нововведения на белорусско-украинских рубежах. Раньше упомянутый полигон имел общесоюзное значение. В начале 1960-х, когда он создавался, тамошних хуторян отселяли либо на белорусскую территорию, либо на сопредельную. Так, после развала СССР жители нескольких белорусских деревень стали украинскими гражданами. Де-юре. А де-факто сельчане границ не признают, приходят в Беларусь за дарами леса, аргументируя свои «набеги» просто и понятно: «Мы здесь выросли». Но граница есть граница.

— Черника, клюква и грибы — единственный источник заработка для них. Поэтому идут и идут, в основном женщины и несовершеннолетние. Белые платочки только и мелькают. Болота там такие, что напрямую нам никак не проехать, приходится через Гомельскую область делать крюк в 260 километров. Но, конечно, и задерживали, и выдворяли с нашей территории, — рассказывает Михаил.

В прошлом году жители украинского приграничья чуть ли не восстание подняли, пара сотен человек пришли к пограничному посту: «Дайте собирать ягоды!» В итоге им пошли на уступки. Теперь украинцам разрешено приходить в Беларусь за грибами и ягодами, но только в сезон — сроки сбора дикоросов устанавливает Брестский облисполком. Можно собирать до 30 кило ягод или грибов.

— По-человечески их жалко: сельхозпроизводств там нет, уклад жизни чуть ли не старообрядческий, в семье по 14—15 человек, дети, как правило, погодки — младшему 10, старшему 30, — говорит Михаил. — Но запросы растут: «Разрешите нам на конях и скутерах ездить, ночевать в лесу». Желание понятно: с клюквой тяжело ходить по болоту, тем более что в течение сезона они заходят глубже.

В этом году разрешение снова действует, а как будет дальше, покажет время.

Варенье с сюрпризом и дюжина нелегалов

За разговорами прибываем в деревню Колено, где расположен пункт пропуска «Мохро». С обеих сторон шлагбаума по нескольку машин. На въезд — в основном автомобили с украинскими номерами.

— Это один из наиболее загруженных пунктов пропуска Пинского погранотряда. Пропускная способность — 1,5 тысячи человек в сутки, но сейчас по факту границу пересекают 2,5 тысячи, а иногда доходит и до 3 500. Поток формируют преимущественно жители Западной Украины — Львовской, Ивано-Франковской, Закарпатской областей: едут транзитом в Россию на заработки, потом возвращаются. Белорусы чаще ездят летом — на отдых. В июне в связи с Евро-2012 ожидаем наплыва туристов. Чтобы избежать очередей, перебросили часть сил с западного направления на наш участок, — говорит и.о. начальника отделения пограничного контроля «Мохро» Денис Герасимчук.

Пограничный наряд проверяет очередной микроавтобус. Тщательно исследуется днище машины: нет ли не предусмотренных конструкцией элементов? Когда цены на топливо в Беларуси и Украине сильно отличались, граждане наловчились оборудовать свои авто дополнительными баками. С повышением стоимости солярки и бензина поток торговцев спал, констатируют пограничники.

В этом году уже дважды задерживали украинские машины, перевозившие наркотики. Оба раза на чистую воду злоумышленников вывела служебная овчарка Джамбо. Сначала благодаря собаке обнаружили сверток с 90 граммами марихуаны, спрятанный в банке с вареньем. Во второй раз — амфетамин в канистре с моторным маслом. Начальник отдела пограничной службы «Иваново» Андрей Бахарев припоминает давний случай, когда четвероногий «пограничник» помог задержать нелегальных мигрантов. Границу пересекал дипломат одной из стран. Досмотреть его джип было нельзя, однако у погранслужбы была информация, что не только представители ведомства иностранных дел едут в дипавтомобиле. Служебная собака подозрения подтвердила: облаяла машину. В багажнике прятались двенадцать нелегалов.

Контрабандисты на выдумку хитры. Пограничники показывают нам фото задержаний. Вот молодой человек снимает джинсы. Спокойно, никакого «ню»: под ними — еще несколько пар.

— Намотал вокруг себя столько, что еле передвигался. Просим выйти из машины, а ему ногой не пошевелить, — смеется сотрудник пограничного контроля Вадим Чабан.

На следующем фото — четыре пузатые сумки, набитые мобильными телефонами. Гражданин вез их в Украину, не «заморачиваясь» тайниками, просто в багажнике.

Но это мелочи. Бывают и серьезные ребята, которые отлично знают местность, маршруты пограничников и возят контрабанду в огромных объемах. Этой зимой, к примеру, в лесу задержали снегоход с 500 килограммами одежды.

Знал бы, где упал…

Пинский участок белорусско-украинской границы — один из самых сложных в стране: здесь болота и леса. «Зеленую» границу постоянно патрулируют. Сегодня в наряд отправляемся и мы. Автомат, радиостанция, бинокль, сигнальный пистолет Шпагина — солидная прибавка к собственному весу. С трассы, ведущей в украинский пункт пропуска «Дольск», сворачиваем на лесную тропу, по которой пограничники ежедневно отмеряют десятки километров. Лес на украинской и белорусской стороне совершенно одинаковый, но не понять, на чьей территории ты находишься, невозможно. Просека, пограничные столбики, таблички «Проход запрещен!». Тем не менее нарушители частенько включают простачка: «Простите, не знал». Против любителей пронести контрабанду в обход пункта пропуска у пограничников есть свои приемы.

Идем вдоль заграждения из колючей проволоки.

— Осторожно, лучше подальше обойдите, — советует начальник заставы Александр Мацкевич, когда перед нами возникает внушительных размеров яма. — Если о ней не знать, ночью угодишь как пить дать. Как-то даже сам упал.

Таких ловушек по пути встречается несколько. Дальше — еще предостережение:

— Смотрите под ноги!

На высоте щиколотки над тропой в несколько рядов натянута колючая проволока. В ночной тишине звук падающего тела будет слышен хорошо. Капроновая нить — еще одно ухищрение. Порвана — будь начеку.

Сейчас на границе все спокойно, кроме нас здесь только оводы и стрекозы. Но случается на белорусских рубежах всякое.

— Пару лет назад пограничный наряд задержал в Дрогичинском районе контрабанду почти на полмиллиарда — тушки телят и одежную фурнитуру. Везли все это добро на телеге через деревню на пограничный пост. Была ночь. Вдруг с разных сторон выскочили несколько человек, схватили коня, набросились на пограничников. Пока в воздух не выстрелили, разбойники не унялись, — вспоминает Михаил Бут-Гусаим. — А совсем недавно задерживали крупную партию сигарет. Пришлось применять сигнальный пистолет: как ракета в темноте взмыла вверх, так все и опешили.

У пограничников много помощников, начиная со спецслужб и заканчивая простыми людьми.

— Жители приграничья за многие годы привыкли подмечать все необычное и подозрительное. Нам помогают добровольная дружина, юные друзья пограничников, местное население, путевые обходчики, участковые, — говорит Андрей Бахарев. — Границу охраняет весь народ.

P.S. 28 мая в Беларуси отмечается День пограничника. Поздравляем!

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter