Пилюля в разрезе

«Белбиофарм» планирует довести объем отечественных препаратов на рынке до 50 процентов в стоимостном выражении  Сегодня каждая вторая упаковка на прилавках аптек — белорусского производства. Но если считать результаты работы отечественных фармпроизводителей не поштучно, а в денежном выражении, цифра снижается вдвое. Понятно, что концерн «Белбиофарм» нынешняя расстановка сил не совсем устраивает. И уже поставлена задача в течение пяти ближайших лет круто изменить эту экономическую формулу — довести присутствие белорусских лекарств на рынке в денежном выражении до 50 процентов. Как этого достичь? Об этом, о состоя­нии дел на белорусском фармацевтическом рынке и перспективах его развития читателям «Р» рассказывает Сергей КАЗАКЕВИЧ (на снимке), начальник управления правовой и аналитической работы Белорусского государственного концерна по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции. — Продукция «Белбиофарма» на белорусском рынке по итогам последнего года в стоимостном выражении оценивается в 21 процент, в натуральном — 55 процентов. Если эти цифры перевести с экономического языка, то ситуация означает: белорусские препараты реально дешевле. По итогам прошлого года упаковка импортного лекарства стои­ла в среднем 2,9 доллара, белорусского — 0,62. Поэтому нам сложно занять большой сегмент: сколько бы мы ни осваивали, ни продавали, определенный дисбаланс будет сохраняться именно из-за разницы цен... Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

«Белбиофарм» планирует довести объем отечественных препаратов на рынке до 50 процентов в стоимостном выражении 

Сегодня каждая вторая упаковка на прилавках аптек — белорусского производства. Но если считать результаты работы отечественных фармпроизводителей не поштучно, а в денежном выражении, цифра снижается вдвое. Понятно, что концерн «Белбиофарм» нынешняя расстановка сил не совсем устраивает. И уже поставлена задача в течение пяти ближайших лет круто изменить эту экономическую формулу — довести присутствие белорусских лекарств на рынке в денежном выражении до 50 процентов. Как этого достичь? Об этом, о состоя­нии дел на белорусском фармацевтическом рынке и перспективах его развития читателям «Р» рассказывает Сергей КАЗАКЕВИЧ (на снимке), начальник управления правовой и аналитической работы Белорусского государственного концерна по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции.

— Продукция «Белбиофарма» на белорусском рынке по итогам последнего года в стоимостном выражении оценивается в 21 процент, в натуральном — 55 процентов. Если эти цифры перевести с экономического языка, то ситуация означает: белорусские препараты реально дешевле. По итогам прошлого года упаковка импортного лекарства стои­ла в среднем 2,9 доллара, белорусского — 0,62. Поэтому нам сложно занять большой сегмент: сколько бы мы ни осваивали, ни продавали, определенный дисбаланс будет сохраняться именно из-за разницы цен.

Почему дешевле? Мы и сами не допускаем роста цен выше определенной планки, и государство не позволяет. Сегодня примерно 160 наименований лекарственных средств попадают под действие нормативных актов, регламентирующих ограничение цен, стоимость же около 220 лекарств ниже средней цены — до половины доллара. Отсюда вытекают некоторые проблемы: нам надо развиваться и на это нужны деньги. Добавленная стоимость, прибыль и рентабельность у нас несколько ниже, чем у крупных международных фармкомпаний, при этом есть ряд препаратов производство которых убыточно. Тем не менее мы будем их производить, потому что они нужны стране.

— Может, такая ценовая политика концерна поможет белорусским лекарствам быстрее освоить зарубежные рынки?

— Здесь в первую очередь необходимо оценивать экономическую эффективность формирования экспортных цен. Выходить на рынки других стран с низкими ценами далеко не всегда оправданно. Да и не получится так просто. Вывод такого специфического продукта на экспорт — длительный процесс. Это регистрация, зачастую дополнительные клинические испытания, значительные затраты на продвижение продукта. Тем не менее наши препараты по-прежнему пользуются популярностью, например, в России. Хотя доля поставок туда в последнее время снижается за счет увеличения отгрузок в другие страны — в Казахстан, Узбекистан, Украину. В 2009 году экспорт в Россию составил 53 процента от всего объема поставок, Казахстан — 16, Узбекистан — 7, Украину и Азербайджан — 5, Туркменистан — 3 процента. Постепенно осваиваем рынки Балтии, Сирии, арабских стран. Сегодня экспорт от всего объема производства — около 40 процентов, наша задача — увеличить его, как минимум, до 50 процентов.

— Внутренний фармацевтический рынок из года в год прирастает отечественными мед­препаратами. Насколько еще велики резервы для дальнейшего роста? Ведь рано или поздно должно наступить более-менее полное удовлетворение покупательских запросов и насыщение рынка…

— Каждый год концерн прирастает фармпродукцией приблизительно на 10—20 процентов. Мы сможем постоянно двигаться вперед по нескольким причинам: наличие резервов для роста в натуральном выражении и, главное, в денежном. Ведь из-за роста уровня жизни увеличивается спрос на более дорогостоящие современные препараты. Некоторые из них по причине моральной устарелости или мизерной потребности уходят с рынка, тем самым освобождая место новым лекарствам.

— Доля белорусских субстанций, из которых изготавливаются отечественные лекарства, как известно, не высока. Насколько целесообразно развивать собственное их производство?

— Наши предприятия, как и основные мировые производители, сегодня в основном закупают фармацевтические субстанции в Китае и Индии. Ежегодно на закупку организациями отрасли тратится около 40 миллионов долларов. Но, кроме субстанций, мы импортируем еще и вспомогательные вещества и изделия. Вот с них в первую очередь и решено снижать зависимость от импорта. Эта работа набирает темпы. К примеру, недавно на Борисовском хрустальном заводе освоено производство медицинских ампул, которые уже проходят испытания. Если качество их продукции нас устроит, мы откажемся от российских и украинских. Прорабатываем вопрос отечественного производства специальных резиновых колпачков для лекарственных средств в упаковке ботл-пак, которые пока тоже импортируются.

В отношении субстанций позиция концерна неизменна: вопрос об организации их производства в Беларуси стоит оценивать с позиции экономической целесообразности и экологической безопасности. Выпуск субстанций — это крупнотоннажное производство. Емкость же белорусского рынка их не высока, и те объемы, которые предполагаются для выпуска некоторых из них, мы просто «не съедим». Даже если взять в расчет соседние рынки с попытками выйти туда, это все равно с точки зрения крупнотоннажного производства экономически невыгодно. Кроме того, это производство энергоемко и экологически небезопасно.

— «Белбиофарм» гарантирует качество импортируемых субстанций?

— В Китае и Индии производства тоже бывают разные: подтвержденные европейскими сертификатами, и те, которые имеют только китайские. Но о качестве сырья по одним только сертификатам ничего не скажешь, поэтому оно проходит много стадий контроля, в том числе и в нашей стране. На белорусских предприятиях были случаи, когда субстанции возвращались производителю из-за несоответствия заявленному качеству. Сегодня, можно не только с уверенностью говорить о том, что мы используем только качественное сырье.

— Сколько в Беларуси производится лекарств, формулы которых синтезированы отечественными разработчиками? Ведутся ли сейчас подобные разработки? Появятся ли в ближайшее время в нашей стране новые оригинальные белорусские препараты?

— Лекарственных средств сегодня много, и изобрести что-то новое достаточно проблематично. Поэтому мы в первую очередь ориентируемся на выпуск генериков и среди белорусских лекарств их — большая часть. И это соответствует рекомендациям ВОЗ: национальные перечни основных лекарственных средств, как правило, формируются из генериков, поскольку они значительно дешевле при аналогичном качестве. Но и разработками оригинальных лекарств концерн тоже занимается: силами научных подразделений наших предприятий-производителей и во взаимодействии с белорусскими учеными. К примеру, самый крупный научный фармацевтический центр находится на РУП «Белмедпрепараты», значительный вклад вносит и отраслевая научная организация «Лотиус», на базе которой предполагается создание единого научно-производственного фармацевтического центра. Кстати, он и будет координировать всю работу по созданию новых лекарственных средств.

Целесообразность разработки новых оригинальных лекарственных средств также следует оценивать в первую очередь с позиций экономической эффективности. На разработку одного оригинального препарата уходит от 8 до 10 лет и от 200 до 300 тысяч долларов. За рубежом — это десятки миллионов долларов. Генерик можно освоить за три года при значительно меньших затратах, чем те, которые пошли бы на разработку оригинальной формулы. Тем не менее за 2006—2009 годы в нашей стране произведено 12 оригинальных препаратов.

— Во всем мире требования, предъявляемые к качеству фармацевтической продукции, постоянно растут. Готовы ли наши производители к работе по нормам GMP (надлежащей производственной практики)? Сколько белорусских производств соответствует им?

— Над переходом на нормы GMP работаем не один год, но надо понимать, что и без них мы гарантируем качество лекарств. Контроль, который сегодня осуществляет Министерство здравоохранения Беларуси, гораздо жестче, чем у наших соседей. Каждый год при поступлении в Беларусь бракуется около процента (в 2009 г. — 0,5 процента) импортных лекарств, отечественных — значительно меньше (в 2009 г. — 0,09 процента). Это серьезный показатель. При производстве лекарств в Беларуси контролируется сырье, процесс, продукция на выходе, в лечебном учреждении, системой «Фармации». GMP — своего рода модная западная фишка. То есть по качеству продукт останется тем же, будут лишь подтверждены соответствующие условия его выпуска. Но этот сертификат облегчает движение лекарства на внешние рынки. В Беларуси по стандартам GMP сертифицировано 12 производственных участков. Все действующие производства планируется сертифицировать к 2014 году, новые будут создаваться с учетом требований этих норм.

— Нуждается ли Беларусь в новых производственных мощностях по выпуску лекарств? Сколько средств инвестируется ежегодно в развитие предприятий фармацевтической отрасли?

— Определенные мощности, безусловно, еще нужны, но необходимо и здесь оценивать в первую очередь экономическую. Поэтому главная задача — модернизация действующих предприятий. А поскольку мы планируем довести объем отечественных препаратов на рынке до 50 процентов в стоимостном выражении, то на инвестиционные мероприятия нам необходимо около 1,5 триллиона рублей. К этому сроку нам надо не только добавить новые, но и, несомненно, перевооружить часть имеющихся мощностей. Постараемся привлечь инвесторов, но их, в первую очередь, интересует объем рынка. Белорусский сегодня достаточно мал, хотя есть предпосылки, что интерес инвесторов увеличится в связи с созданием Таможенного союза.

На снимке: машинист расфасовочно-упаковочных машин Ольга ШАБАНОВА и укладчик-упаковщик Диана МИЛЕТИНА за работой.

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter