Пилюля по требованию

Утвержден новый перечень лекарств, которые во всех аптеках должны отпускать без рецепта...

Утвержден новый перечень лекарств, которые во всех аптеках должны отпускать без рецепта. Сначала медики держались жесткой позиции: лишь 40 процентов средств можно отправить в «свободное плавание»! Потом, чтобы не накалять разбушевавшиеся вдруг страсти, пошли на компромисс. 3.279 наименований препаратов (более 61 процента из зарегистрированных) с 1 июля провизоры продадут любому и по первому требованию.


Над новым списком работала целая группа  главных специалистов Минздрава, практикующих врачей, представителей общественности, фармацевтических компаний, включив в него, по словам министра здравоохранения Василия Жарко, препараты наиболее известные, привычные, широко представленные, с большим диапазоном безопасной дозы и дающие в ожидании доктора быстрый эффект. Такой компромисс между доступностью и безопасностью ищет для себя по–своему любая страна (и в некоторых, к слову, безрецептурный перечень раза в два меньше, чем у нас). Ведь полный нонсенс как вводить рецепты сразу на все, так и отменять их вовсе, превращая аптеку в подобие магазина.


Итак, только по рецептам станут отпускать наркотические, психотропные, сильнодействующие средства, препараты для лечения онкозаболеваний, эпилепсии, психологической и физической зависимости от химических веществ, антибиотики 3–го и 4–го поколения, инсулины, гормоны, анаболики, некоторые антиаритмические, гипотензивные и кардиотонические лекарства. Зато никто не спросит рецепт на атенолол, диклофенак, каптоприл, эналаприл, новинет и др. Уточнить нынешнюю лекарственную «диспозицию», заверяет Василий Жарко, не составит труда: безрецептурный перечень окажется на столе каждого врача (внимание: выписывать рецепты уполномочен только он, а не его помощник и не фельдшер), поступит в каждую аптеку и будет обнародован на сайте министерства.


Между тем вопросы у любопытных уже появились. Едва ли не главный — антибиотики. Почему между ними провели водораздел? Первые поколения что, менее опасны? Профессор кафедры клинической фармакологии БГМУ, доктор медицинских наук Михаил Кевра объясняет это сложившимися реалиями: «Увы, не секрет, что если раньше, лет 20 назад, антибиотики продавались строго по рецепту, то последние годы их можно приобрести совершенно свободно. В результате сформировались устойчивые штаммы. Микроорганизмы очень упорно защищаются: представьте, они умеют даже выталкивать лекарство из клетки! Мало того, они как бы передают друг другу генетическую основу такой устойчивости. Свободный отпуск антибиотиков первых поколений, к которым бактерии все больше и больше приспосабливаются, на ситуацию мало повлияет». А вот 3–е и 4–е поколения — другое дело. Если и их принимать при первом чихе и всем кому не лень, то рано или поздно в больницах уже нечем будет лечить тяжелых пациентов...


Вообще, главный аргумент Минздрава в наведении порядка с рецептами прежний — проблема самолечения. Как планетарная: в мире ежегодно регистрируется около 2 млн. серьезных осложнений от тех или иных препаратов. Так и наша, национальная. Недавно одна минчанка чудом избежала гибели: приняла по совету подруги «от горла» ампициллин — получила смертельно опасный анафилактический шок. С другой стороны, если задуматься: что же провоцирует это «помогу себе сам»? Давняя традиция? Медики упрек не принимают. А чтобы не увеличивались очереди у врачебных кабинетов,  Минздрав уверяет, что принял упреждающие меры: обязал всех докторов на приемах и при выписке из стационара снабжать пациентов необходимыми рецептами, причем по показаниям — и на полгода вперед. Ожидается к тому же серьезное пополнение: более 2,5 тысячи молодых врачей вливаются в систему в этом году, 3.200 — в следующем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter