Пилюля для головной боли

Американец Марк Хьюз, основавший небезызвестную компанию "Herbalife International", умер три года назад.
Американец Марк Хьюз, основавший небезызвестную компанию "Herbalife International", умер три года назад. А дело его живет. Причем припеваючи: оборот компаниив прошлом году составил свыше 1 миллиарда долларов. Создав букет пищевых добавок под общим названием "Гербалайф", господин Хьюз, по сути, воздвиг себе нерукотворный памятник - к нему никак не зарастает народная тропа, по которой до сих пор бредут излишне доверчивые любители быстрого похудения. Свой вклад в доходы компании делаюти белорусы, с прежней наивностью меняя немалые деньги на крупные разочарования.

Впрочем, расследование одного из таких случаев привело не к стандартной констатации - мол, нечего наступать на старые грабли, а дало довольно неожиданные и, я бы сказал, скандальные результаты...

Жив, курилка!

Минчанка Надежда Грибова (фамилия изменена) обожглась на гербалайфе много лет назад - еще в начале 90-х годов, в пору всеобщего помешательства на этой "чудо-добавке", когда по улицам наших городов и весей ходили просветленные энтузиасты сетевого маркетинга со значками "Хочешь похудеть - спроси меня, как!". Выбросив месячную зарплату на порцию "чудодейственного" снадобья, Надежда, как и многие другие покупатели, получила нулевой результат и твердую убежденность в том, что гербалайф - всего лишь одна из множества биологически активных добавок, но никак не панацея от лишнего веса, как рекламировали ее в те времена.

Действительно, словечко "гербалайф" стало ассоциироваться у нас с надувательством не из-за свойств пищевых добавок, объединенных под этим названием. Самую плохую службу этому продукту сослужили его распространители, приписывающие своему товару вовсе несвойственные ему лечебные качества. Продавцы, спекулируя на людской доверчивости, стремились сбыть "чудесное средство от ожирения и прочих болезней" как можно большему числу страждущих и заодно вовлечь их в систему "многоуровневого маркетинга", которая сильно напоминала пирамиду из трех букв Сергея Мавроди. В конце концов во второй половине 90-х годов, когда число жителей СНГ, обманувшихся на этой "панацее", достигло критического количества, слово взяли ученые и расставили точки над "i", объявив гербалайф средством, весьма далеким от медицины. И тот факт, что сходные препараты реализуются у нас под артикулом "добавка к пище", означает только то, что никаких проверок на их достоверный оздоровительный эффект не проводилось. Далее выступили даже религиоведы, заключив, что компании, подобные "Гербалайфу", - суть коммерческие культы, то есть секты, в которых нет собственно религиозного учения о Боге, а есть лишь культ благополучия, богатства и громкие, навязчивые обещания успеха, которые якобы принесет вступление в компанию.

После того как в обществе возникло столь явное отторжение гербалайфа, с улиц исчезли его крикливые распространители, а из СМИ - навязчивая реклама. Казалось, что период гербалайфа прошел как страшный сон.

Сон-то прошел, а вот желание похудеть у Надежды Грибовой осталось. И недавно, наученная горьким опытом, она обратилась отнюдь не к уличному торговцу, а к профессиональным диетологам - в медицинский центр "Эстетик-Сервис". Центр обещал уникальную методику похудения под контролем медиков-специалистов и гарантировал своим пациентам потерю 5 - 10 килограммов лишнего веса в месяц. "Мы не даем пустых обещаний" - гласила реклама на Интернет-сайте компании. Впрочем, разъяснений о сути уникальной методики нашей героине тоже не дали. "Приезжайте на консультацию, которая стоит всего 10 тысяч рублей, и мы вам все расскажем".

Приехала. Солидный офис в самом центре города, люди в белых халатах, наличие медицинских весов - все внушало доверие. Вот только "уникальность" методики вызвала сомнения, ибо в качестве "средства частичного замещения пищи" медики торжественно вручили даме ее старого знакомца - да-да, все тот же недоброй памяти гербалайф под псевдонимами "Французская ваниль" и "Thermojetics"... "Жив, курилка!" - безрадостно подумала Надежда и собралась было прощаться со странным медицинским центром... Однако слова "наблюдение врачей", "контроль специалистов", "профессиональные диетологи" все-таки возымели буквально гипнотическое действие. С детства привыкнув доверять докторам, она все-таки решилась попробовать еще раз... Поэтому госпожа Грибова, скрепя сердце, рассталась с немалой суммой в 250 долларов за пару упаковок модифицированного гербалайфа и принялась исправно потреблять белковую болтушку...

Приходите еще!

Описывать все злоключения доверчивой пациентки медицинского центра "Эстетик-Сервис" нет нужды - сразу перейдем к результатам. Итак, за две с половиной сотни долларов Надежда приобрела несколько красивых баночек, расстройство кишечника и стойкий пищевой невроз. Потеряла здоровый сон и веру в отдельных медицинских работников. Единственное, что осталось при ней - ее прежние, никуда не девшиеся килограммы лишнего веса. Восстановив забастовавший организм, привычно посетовав на собственную доверчивость и погоревав из-за потерянных денег, Надежда никому в жизни не рассказала бы эту историю о собственной наивности, если бы не... поздравительная открытка от заботливого медцентра, которую Грибова сочла откровенным издевательством. В этой открытке "Эстетик-Сервис" в самых разлюбезных тонах поздравлял ее с новогодними праздниками, упорно называя "дорогим клиентом"... До сего момента Надежда считала себя пациентом хоть и частного, но медицинского учреждения, а тут прозрела: в самом деле, ведь она - не человек, страдающий от лишнего веса и обратившийся за помощью к врачам, а объект манипуляций - обычный покупатель, которого нужно было убедить приобрести пищевую добавку. Не пациент медцентра, а лишь клиент лавочки по торговле гербалайфом, замаскированной под клинику с уникальными методиками. Кстати, маскировка незатейлива: раз в неделю покупатель добавки является "на контроль" и его взвешивают, а потом девушка в белом халате с дипломом врача "измеряет уровень жира". В этом, видимо, и заключается уникальность новой методики - но только не похудения, а бизнеса на гербалайфе, облагороженного медицинскими весами и "прибором для измерения жира".

"Мы очень рады за Вас и Ваши результаты, достигнутые с помощью наших специалистов", - сообщил в поздравительной открытке коллектив медцентра "Эстетик-Сервис". И добавил, что в этом году фирма приготовила много новых подарков и сюрпризов для клиентов... Мол, приходите еще! Так как Грибову, в отличие от "специалистов", достигнутые результаты отнюдь не радовали, а сюрпризов ей и без того хватило, в медицинский центр отправился журналист "СБ". Без сюрпризов и вправду не обошлось.

Из Ниццы, проездом

Признаться, откровенность руководителя "Эстетик-Сервиса" - индивидуального предпринимателя Сергея Васильевича Рожка - меня искренне поразила. Нисколько не пытаясь скрыть суть своей деятельности, господин Рожок признал, что он - всего лишь один из продавцов (дистрибьюторов) гербалайфа на территории СНГ.

- Но почему, - спрашиваю, - вы ведете свой бизнес по продаже пищевых добавок под маркой лечебного учреждения? Почему в вашей рекламе неизменно присутствует образ врача - девушки со стетоскопом? К чему все эти весы и белые халаты? Это что - рекламный трюк?

- Точно, - легко соглашается Рожок. - Это мой рекламный ход.

- Но ведь люди, попавшиеся на этот "рекламный ход", полагают, что становятся пациентами медицинского центра, а не клиентами продавцов гербалайфа... И не все довольны эффектом от ваших снадобий...

- А мы в чем виноваты? - удивляется директор. - Разве продавец виноват в том, что человек сам покупает средство, которое ему не подходит? Разве стоит винить продавца в том, что покупатель берет, например, ботинки, которые ему жмут?

Я не стал говорить, что под видом "ботинок" нашей читательнице чуть было не продали печальные белые тапочки. Что подобной логикой можно оправдать даже торговцев героином - они не виноваты, бедняжки, что наркоманы добровольно берут отраву, отправляющую их на тот свет. И что вообще-то наркодилеры, как и любые другие торговцы, прикладывают максимум усилий для сбыта своих товаров. Разве что не рядятся при этом в белые халаты... Кстати, работающие в "Эстетик-Сервисе" врачи не просто медики-специалисты, приглашенные для наблюдения за пациентами, а... тоже дистрибьюторы гербалайфа. "Таковы правила компании", - пояснил директор.

- А здесь не возникает, - спрашиваю, - противоречия между клятвой Гиппократа, то есть обязанностью врача не навредить пациенту, и желанием его же как обычного продавца сбыть побольше наборов гербалайфа?

- Ну что вы, - улыбается Сергей Рожок, - навредить гербалайфом просто невозможно...

Действительно, потерянные деньги и нарушенные функции кишечника клиентки - разве ж это вред? Сплошная польза... Как в том анекдоте

: - Скажите, а правда, что гербалайф действительно помогает?..

- Еще бы, ведь на выручку от него я купил норковую шубу жене и съездил в этом году в отпуск...

Не знаю, как в отпуск, а вот в Ниццу в этом году Сергей Васильевич уже съездил. На семинар дистрибьюторов гербалайфа. О чем гордо поведал, попутно намекнув о крупных связях в прессе и высших чиновничьих кругах. И без заминки, нисколько не смутившись, предоставил документы, подтверждающие легальность деятельности своего предприятия. Чем приблизил, как я надеюсь, законную развязку этой истории.

Преступность...

с видом на МВД?

Проблема господина Рожка в том, что в качестве документа, подтверждающего его право на реализацию продукции фирмы "Herbalife International", он предоставил удостоверение о государственной гигиенической регистрации N 08-33-0.18.17.96. Забыл, видимо, что действие сего документа закончилось еще... 23 мая 2002 года. А следовательно, продолжая после этой даты реализацию продукции компании "Гербалайф", гражданин С.В.Рожок напрямую нарушил постановление Совета Министров N 1807, запрещающее торговлю какими-либо химическими, биологически активными веществами, материалами и продуктами без действующего удостоверения о государственной регистрации.

Начальник управления гигиенической регистрации и регламентации Центра экспертиз и испытаний в здравоохранении Татьяна Солонец, узнав о ситуации, просто всплеснула руками

: - Да вы что? Но мы уже больше года не выдаем никаких удостоверений на реализацию гербалайфа! Они в самом деле, пользуясь просроченным удостоверением, до сих пор продолжают торговлю этими добавками? Значит, их продукция подлежит немедленной конфискации...

Дальше - больше. В офисе медицинского центра "Эстетик-Сервис" на проспекте Скорины, 16 (7-й подъезд, 2-й этаж, кабинет с видом на здание КГБ - МВД) Сергей Рожок вручил мне копию своей лицензии на занятие медицинской деятельностью, где черным по белому написано: "Медицинская деятельность осуществляется по адресу: Минская область, г. Жодино, ул. Мирошниченко..."

Директор Центра экспертиз и испытаний Геннадий Годовальников вздохнул

: - Ну что здесь комментировать? То, что фирма реализует пищевые добавки по просроченному удостоверению, - это незаконно. То, что ее деятельность осуществляется не по тому адресу, который указан в лицензии, - просто преступно. Сообщите эту информацию специалистам управления по лицензированию, и деятельности этой структуры будет положен конец...

Сообщаем. То есть просим считать этот материал официальным обращением в управление лицензирования ЦЭИЗ и ожидаем официальной же реакции соответствующих органов. Не сомневаемся, что она последует незамедлительно.

Но будет ли тем самым положен конец процветанию других псевдоврачебных "эстетик-сервисов" - обыкновенных торговцев пищевыми добавками, рядящихся в благородную белизну медицинских халатов? Насколько распространилась новая врачебная специализация - врач-"лохопед"? Кто даст этическую оценку докторам, разменявшим свои дипломы на роль пропагандистов гербалайфа? Будет ли оценена корректность рекламы, которую тиражируют новые последователи Марка Хьюза?

Отдел расследований "СБ" попытается найти ответы на эти вопросы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter