Идет технико-экономическое обоснование проектов государственно-частного партнерства

Пилоты выходят на старт

О государственно-частном партнерстве в министерствах и ведомствах в последнее время говорят довольно часто
О государственно-частном партнерстве в министерствах и ведомствах в последнее время говорят довольно часто. Несмотря на то что основополагающий закон еще не принят, пилотные проекты уже определены. Сейчас идет их технико-экономическое обоснование. А некоторые из них уже даже привлекли внимание крупных иностранных инвесторов. Для большего успеха предложения государства будут озвучены во время конгресса «Дни частно-государственного партнерства» в Лондоне.

Встреча чиновников и представителей частных компаний должна состояться 16—17 июля. На отдельной сессии, организованной с подачи наших партнеров и в некотором роде наставников в сфере ГЧП, — Всемирного банка (ВБ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) — пройдет презентация инвестиционного потенциала нашей страны. Потому на недавнем заседании Межведомственного инфраструктурного координационного совета (МИКС) еще раз проанализировали пилотные проекты.

О чем идет речь? Итог полуторагодовой работы МИКС — семь различных предложений, где хотят совместить бюджетные расходы с деньгами частных инвесторов. Например, реконструкция 74 километров автодороги М10 от границы с Россией, строительство Бешенковичской гидроэлектростанции, реконструкция зданий гродненской клинической больницы № 3 под областной онкологический диспансер. Они-то и отправятся в Лондон. Тем не менее не стоит сбрасывать со счетов и другие предложения. В частности, возведение завода для сжигания мусора в Бобруйске и магистральной улицы в Гомеле со строительством моста через реку Сож. Кроме того, на условиях партнерства бизнеса и власти в Минской области предполагается появление нескольких детских садов, а в Бресте — историко-культурного комплекса в границах наружных оборонительных валов Брестской крепости. 

— По предварительным оценкам, общий объем всех проектов превышает миллиард долларов. Самый крупный — строительство участка дороги М10 — «потянет» на 350 миллионов долларов, — озвучивает цифры первый замминистра экономики Александр Заборовский.

По его словам, интерес к проекту проявил Европейский банк реконструкции и развития:

— Думаю, он стартует в середине следующего года. Технически и концептуально схема согласована, будем решать другие важные детали: нужно разработать документацию, объявить тендер, привлечь партнеров.

Только на подготовку проекта придется затратить 5—7 процентов его стоимости. Взамен государство получает желаемый социально важный объект, построенный за счет бизнеса, а инвестор — право эксплуатировать и, в данном случае, взимать несколько десятилетий плату за проезд по дороге, чтобы окупились затраты. Интерес к энергетическому проекту уже выразил ВБ, к медицинскому — Международная финансовая корпорация (МФК). Но это не значит, что у них не может появиться партнеров или конкурентов. Осталось довести идеи до реализации, а значит, без ряда административных механизмов, в том числе принятия закона, не обойтись. Для международных инвесторов важно знать правовые условия игры.

А что же наши бизнесмены? Первый замминистра экономики считает, что в проект, стоимость которого свыше 150 миллионов долларов, а длительность договоренностей — 30 лет, вложиться частнику сложно. 

То ли дело небольшие задачи. Взять тот же вариант со строительством детских садов на Минщине: его оценивают в 25 миллионов долларов. И потому даже не выносят на суд экспертов и внимание инвесторов в Лондоне, мол, наверняка найдутся желающие и у нас.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир ЗИНОВСКИЙ, министр экономики:

— Три года назад аббревиатуру ГЧП многие воспринимали скептически. Даже международные организации оценивали возможность развития этого механизма в нашей стране как очень малую. Тем не менее сегодня они отмечают значительный прогресс в этом направлении. И нам важно его закрепить. Чего мы добились за это время? Концепцию закона о государственно-частном партнерстве в 2013 году утвердил Президент, затем Минэкономики разработало и согласовало проект закона, который внесен в Администрацию Президента. В соответствии с рекомендациями международных экспертов создан Межведомственный инфраструктурный координационный совет, центр ГЧП при НИИ экономики Минэкономики. Рассматривается вопрос включения последнего в Национальное агентство инвестиций и приватизации. Кроме того, реализуется проект ЕС/ПРООН «Укрепление национального потенциала в области применения механизмов государственно-частного партнерства». Сейчас разрабатывается Национальный инфраструктурный план, который послужит эффективным инструментом оценки инфраструктурных потребностей страны и определения источников их финансирования. Обратите внимание: исходя из мировой практики, от разработки темы до получения отлаженного механизма может пройти 5—10 лет.

m_druk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter