Полоцкий народный театр «Пилигрим» отметил свое 70-летие

Пилигримы сцены

Этой весной заслуженный любительский коллектив  полоцкий народный театр «Пилигрим» отметил свое 70-летие. К весомой дате художественный руководитель театра полочанка Вера Киселева подготовила землякам сюрприз. Без преувеличения можно сказать, что эта талантливая ученица режиссера Бориса Луценко вдохнула в «Пилигрим» новую жизнь — театр побеждает в конкурсах, он постоянно на слуху, творчески развивается. Звание заслуженного тоже говорит о многом.

Драматическая баллада Алексея Дударева «Не покидай меня...» близка и понятна зрителям и в столице, и в провинции.
pvestnik.by

Вера Николаевна училась в Белорусской академии искусств дважды: сначала постигала актерские премудрости (в числе ее преподавателей были Александра Климова, Владимир Мищанчук и Илья Курган), а после режиссерские — у Бориса Луценко. Какая увлеченность и преданность делу! Работала в Смоленском драматическом театре, в 1990-е вернулась в родной Полоцк и решила реализовать себя на своей малой родине. «Режиссуру» у Луценко окончила уже в 2013 году. Защищалась, к слову, спектаклем «Рогнеда» в Минске и была удостоена самой высокой похвалы своего мастера. 

К 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и юбилею театра Вера Киселева и ее пилигримовцы приурочили показ второй сценической редакции спектакля «Не покидай меня…» по пьесе Алексея Дударева. Эта «драматическая баллада» хорошо известна нашему зрителю. На показе в городском Дворце культуры побывал и сам автор, выразивший режиссеру искренние слова восхищения. Поздравить коллектив приехали коллеги из Белорусского союза театральных деятелей, Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа, поклонники, друзья. Поздравления в адрес «Пилигрима» прозвучали от депутатов Палаты представителей Национального собрания Натальи Гуйвик и Андрея Юницына, заслуженной артистки Беларуси Татьяны Лихачевой, когда-то начинавшей свой профессиональный путь в «Пилигриме», а теперь ведущего мастера сцены Коласовского театра.

Режиссер и актриса Вера Киселева сегодня приумножает творческое наследие «Пилигрима».
Фото из соцсетей
— Вера Киселева — человек редчайшего дара, — считает Татьяна Лихачева. — Она уникальный человек для нашего театрального пространства. Только представьте, человек дважды окончил нашу академию искусств! Это говорит не только о таланте, но и о безумной целеустремленности Веры Николаевны. Свой дипломный спектакль по режиссуре она показывала в Минске и заслужила самой высокой оценки от такого признанного мастера, как Борис Луценко. Несмотря на все трудности, с которыми сегодня неизбежно сталкивается любой творческий коллектив, «Пилигрим» живет насыщенной и плодотворной жизнью. 

«По-моему, сегодня в наших народных театрах играют порой лучше, чем в профессиональных коллективах», — то ли в шутку, то ли всерьез заметил Алексей Дударев в кулуарах праздника. Когда-то мы смотрели с драматургом спектакль по этой пьесе и в театре имени Я. Коласа в постановке Валерия Анисенко. Полоцкая версия ей точно не уступает. Накал страстей велик, ставки высоки, такая планка задана самим драматургом. Молодые актрисы работают с большой самоотдачей, а в военной теме по-другому и нельзя. Из интересных режиссерских решений — исполнение мужской роли Полковника самой Верой Киселевой. 

— В какой-то момент мне показалось, что такой ход придаст этой истории какое-то дополнительное эмоциональное звучание, — признается режиссер.

И действительно, пьеса зазвучала у Киселевой с этим приемом по-новому. Ход для театра, конечно, не новый, однако эмоционально воздействующий. Тем более что по пьесе Полковник теряет сына. В этот момент показалось, что весь зал искреннее переживал за героя Киселевой.

Алексей Дударев приехал поздравить «Пилигрим» с 70-летием тоже с особым чувством. Ведь именно в полоцком регионе начиналась его профессиональная карьера. 

— Алексей Ануфриевич, можете назвать этот регион вашей малой родиной, а Полоцк — особым городом в своей судьбе? 

— Скорее это Новополоцк, где я сделал первый шаг к самостоятельной жизни и поступил в ГПТУ нефтехимии № 28. Но и Полоцк, конечно, тоже. Работал-то я на Полоцком нефтеперерабатывающем заводе, хотя он и находился в Новополоцке. Родные для меня места. Скажем так, малая рабочая родина.

Полоцк — знаковый город в истории Беларуси. И каждая поездка сюда для меня особая. Однажды мы сплавлялись с друзьями на плоту по Западной Двине и вдруг посреди реки обнаружили валун размером примерно пять на пять метров. Вылезли на него, изучили. И я подумал тогда, что этот валун лежал там и при Рогнеде с Рогволодом, и при Симеоне Полоцком… И это только видимая его часть, а сколько метров еще закопано в песке — неизвестно. Меня это как-то очень сильно впечатлило. Полоцк — это город, который весь дышит историей.

Я рад, что здесь работает такой коллектив, как «Пилигрим», который продолжает богатые театральные традиции. С Верой Киселевой мы познакомились на одном из фестивалей в Молодечно. И когда я узнал, что она будет играть роль Полковника в спектакле «Не покидай меня…», только восхитился ее мужеством и самоотдачей. 

За 70 лет существования театра полочане увидели лучшие пьесы своего времени.
Фото автора

Спектакль полоцкая труппа сыграла на одном дыхании. В нем оказалось немало сентиментальных моментов, много хореографии и щемящей красоты, почувствовать которую может только тонкая женская натура. После показа Алексей Дударев вручил Вере Киселевой диплом Белорусского союза театральных деятелей «За многолетнюю плодотворную деятельность на благо белорусского театра». Волевым решением творческого союза из диплома было исключено слово «любительский». Тем самым мэтры театрального дела подчеркнули талант и профессиональное своеобразие полоцкой труппы. Кстати, история у нее долгая.

В 1948 году полоцкий театр восстановил Николай Васильевич Боровский. А сколько театр существовал до этого? Кто знает. Вполне возможно, как и прославленный БДТ, он мог бы отметить и 100-летие, если бы у него были свои добросовестные летописцы.

Сцена полоцкого народного театра «Пилигрим» для многих любителей стала трамплином в профессиональное искусство. В разные годы в его спектаклях принимали участие Александр Беспалый, игравший не только на сцене своего любимого Театра киноактера в Минске, но и у Сергея Бондарчука в «Тихом Доне», Анатолий Рудаков, позже снявшийся в картинах «Водитель автобуса», «Найти и обезвредить», «В поисках капитана Гранта» и многих других. Прославленный кинорежиссер, автор известных картин «Возьму твою боль», «В августе 44-го…» Михаил Пташук осуществил в полоцком народном театре свою первую театральную постановку. Вся энергия этих людей, память поколений остались на здешних подмостках.

В разные годы театром руководили талантливые и неравнодушные люди — Александр Галеркин, Николай Манохин, Валентин Нагорный. Наверное, поэтому те зерна, которые они посеяли, так пышно прорастают на полоцкой земле и сегодня. Этим воздухом хочется дышать, сюда хочется возвращаться. Значит, новые победы «Пилигрима» не заставят себя долго ждать.

После показа Алексей Дударев вручил Вере Киселевой диплом Белорусского союза театральных деятелей «За многолетнюю плодотворную деятельность на благо белорусского театра». Волевым решением творческого союза из диплома было исключено слово «любительский». Тем самым мэтры театрального дела подчеркнули талант и профессиональное своеобразие полоцкой труппы

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter