Пиджак, рюкзак, кроссовки...

О школьной форме

Более двух лет прошло с тех пор, как сын, что–то недовольно бормоча, надел рекомендованный в школе «деловой стиль». Мы надеялись, что втянется. А не тут–то было. «Оно» ему, видите ли, «колется»... Стрелки на брюках до сих пор воспринимает с искренним недоумением и досадой по поводу их вопиющей бесполезности. Пуговицы ненавидит люто и отрывает раз за разом. Собственно, делает то же, что когда–то проделывал и я. Такая вот тяжелая наследственность...


Весь этот «деловой стиль» мы в конце лета приобретали на базаре. Не на школьном — на обыкновенном. Со скандалом и нытьем после 6 часов хождения («Не хочу я больше ничего примерять!»). Не то чтобы выбор был велик. Просто мы пока еще не нашли тот магазин, о котором ежегодно сообщается на все лады («Большой выбор оригинальных и удобных моделей, натуральные ткани...»). Из гигантских черно–серых завалов так и не смогли выбрать ничего подходящего для 9–летнего пацана с типичной фигурой. Одни брюки — длинные, другие — узкие, третьи — страшные... Помню, удивила гирлянда штанов почему–то бишкекской фабрики: первоклассная 100–процентная синтетика, натуральной оказалась только ниточка, на которой висел ярлык. Кончился наш мучительный выбор тем, что из последних сил со словами «Ладно, ушьем!» купили что–то черное и бесформенное, подходящее под определение «деловой стиль».


Найти однотонную (как предписано!) хлопковую рубашку оказалось невозможно. Производители, знай, экспериментируют с составом, приговаривая убедительную фразу о «полном соответствии санитарным нормам». «Зато меньше мнется», — утешили в магазине. Довод мощный. Но не работает, если предположить, что менять сорочку надо каждый день. Спасибо бабушкам, где–то откопали голубую школьную рубаху советских времен. Натуральную.


Уже через месяц наш «деловой стиль» имел вполне бледный вид. Брюки (одной из белорусских фабрик) покрылись выразительными катышками, затяжками, пятнами клея и какими–то «следами волочения». Что неудивительно, учитывая нагрузку.


Стали ли дети спокойнее и собраннее, будучи одеты в «синий верх, черный низ»? Судя по отзывам учительницы, наоборот (что, впрочем, не связано с одеждой).


По себе знаю: в школьных брюках и синем пиджаке с шевроном в виде книжки и солнышка неудобно ползти под партой, мастерить «ракеты» из селитры, лезть в подвал, нарушать дисциплину иными способами. Хотя кого эти трудности хоть раз остановили? Именно мой личный опыт и мешает пока уверовать в популярную доктрину: «Строгий стиль дисциплинирует». Это было бы слишком просто. В моей школе форма никому не мешала выглядеть неопрятно. А как выделиться из толпы, мы всегда находили — хотя бы виски стригли...


О том что школа — храм знаний, я тоже знаю. И уверен: усвоению информации вовсе не мешает комфортная одежда. То, во что сегодня вынуждают одеваться моего ребенка, не соответствует его представлениям о комфорте.


Да, нам часто напоминают: деловой стиль лишь рекомендован. Родители школьников знают, что это за рекомендации. Все сугубо добровольно. Но если что, любимой учительнице тактично вынут душу за неумение работать с родителями. То же проделают с директором... Умелый администратор знает много рычагов.


В пользу одинаковой одежды выдвигался еще один хороший довод: смягчится деление на обеспеченных и не очень. Похоже, аргумент устарел. Нынче одеждой мудрено выделиться. Ребенок из самой малообеспеченной семьи сегодня, слава Богу, имеет возможность одеться вполне броско. А чтобы отличиться перед дружками, есть другие способы.


Я не сторонник хождения на урок в карнавальном костюме с перьями и стразами. Хотя и считаю, что каждый вправе сам определиться со стилем. Знаю, что школа — «это не место для проявления индивидуальности, это место для овладения знаниями». Но пока мы каждое утро наблюдаем, как в сторону школы движется поток нелепых вариаций на тему «делового стиля»: рюкзак, пиджак (торчащий из–под куртки), кроссовки...


Это, впрочем, только моя личная позиция — далеко не безупречная, спорная, допускающая разные взгляды и стили (в том числе и деловой — кому нравится). В отличие от позиции тех, кто выступает за единообразие, тут по определению двух мнений быть не может.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter