Пейзаж по ходу картины

За порядок на дорогах боролись артисты, академики, священники.
За порядок на дорогах боролись артисты, академики, священники.

Свидетелем и участником развития Государственной автомобильной инспекции в Беларуси довелось быть нашему сегодняшнему собеседнику. Николай АРТЕМЬЕВ работал в этой службе более 30 лет, а в 1986 - 1994 годах возглавлял Управление ГАИ МВД Беларуси. Современному поколению автолюбителей и пешеходов будет небезынтересно сравнить особенности прежней и нынешней ситуации на дорогах, узнать о специфике работы ГАИ в 60 - 70-х годах прошлого века.

- Николай Артемьевич, что представляла собой ГАИ ваших времен?

- Когда я пришел в Госавтоинспекцию в 1965 году, в Минске даже светофорного регулирования толком не было. Сегодня это трудно представить, но тогда жиденький поток столичных машин регулировали всего два светофора (!). В распоряжении республиканской Госавтоинспекции было два автомобиля плюс пара-тройка мотоциклов.

На мое время пришлась пора автоматизации и внедрения вычислительной техники. В экзаменационных классах появилась чудо-техника: электромеханические установки типа "Вятки". Кроме того, компьютеризировали регистрацию транспорта, начали создавать базу данных на автовладельцев и правонарушителей.

Поскольку автомобилизация общества шла гораздо стремительнее, нежели развитие ГАИ, то возникали большие нарекания на эффективность работы инспекции. Вот поэтому-то нам и была важна любая помощь. В ГАИ было порядка 10 - 12 специализированных народных дружин, в которых состояли известные... академики, артисты и журналисты. Да что там артисты, мы подключали даже... священников. Они в своих проповедях призывали не "употреблять" за рулем...

- Как выглядели типичные рейды ГАИ в то время?

- Представьте: 10 - 20 групп общественников, сопровождаемых милицией, оцепляют целый район города. Так "охотились" на мотоциклистов - тогда все дороги ими были буквально забиты. Но дело не в том, что увлечение этим транспортом было массовым: езда без прав считалась у мотоциклистов правилом хорошего тона. В итоге - столкновения двух мотоциклов "в лобовую", когда каждый из водителей хотел блеснуть лихостью.

Помню такой примечательный случай в Брестском районе. Дело было осенью. Пятница, поздний сырой вечер. Я приехал из Минска проводить рейд. По трассе навстречу несется мотоциклист. Ну, с этими "двухколесными гонщиками" всегда приходилось туго. Обычно, чтобы остановить мотоциклиста, применялась следующая уловка: один сотрудник выходит метров так на 50 и начинает останавливать. Если мотоциклист не останавливается, то его дальше ждет второй инспектор, третий и так далее - пока не остановится.

В общем, уже передо мной водитель наконец сбросил газ, остановился и выключил фару. Только я приблизился к нему, как он резко газанул и помчался в направлении небольшой деревни. Мы развернули машину и пустились в погоню. След мотоцикла закончился перед открытыми воротами деревенского дома. Заглушили машину, прислушались - тишина. Постучались в дом, дверь открыла женщина. Проходим в избу и друг друга не видим из-за сплошного дыма. Интересуемся у хозяйки, что за дым? Отвечает: "Да вот блины пекла!" А смрад этот больше брагой какой-то отдает, нежели квашеным тестом. Я пошел на хитрость: "Если вам не жалко, может, блинцом угостите? А то мотаемся всю ночь, проголодались". Но не тут-то было: хозяйка сослалась на то, что блины детишки расхватали. Ну ладно, думаю, все равно я тебя перехитрю. Увидел на плите чайник, такой пузатый, и потянулся к нему. Тут женщина как бросится мне наперерез, рванула его и чайник опрокинулся. Нас всех с головы до ног обдали брызги... самогонки. Открыли окошко - проветрить помещение, а под окном - огромная бочка браги.

Пока мои спутники искали понятых и составляли протокол, я с детишками побеседовал. По простоте душевной дети рассказали, что папа работает в Бресте и на работу ездит на мотоцикле. А мотоцикл обычно загоняет в чулан. Открываю этот чулан, а он доверху забит... початками кукурузы. Пришлось вызвать председателя колхоза. Тот за сердце схватился: так вот кто наши поля обчищает! В этом чулане оказалось более 3 тонн кукурузных початков.

Правда, мотоциклиста мы так и не нашли. Как выяснилось впоследствии, он возле тех самых ворот схватил мотоцикл и потащил его в хлев. Сам же спрятался в огороде и закидал себя ботвой от свеклы, поэтому-то мы его и не заметили... После рейда заместитель начальника РОВД за голову схватился: ну ты мне работы и подкинул!

- Нарушителями были в основном такие вот несознательные водители?

- Ну нет, далеко не всегда. Помню, как выехали в очередной воскресный рейд, а в республике проводились выборы в Верховный Совет. Остановили самосвал, водитель которого оказался пьян в стельку. Повезли его в Минск на освидетельствование, по дороге беседуем. Он начинает оправдываться и прозрачно намекать на взятку. Мол, рублей 500 каждому (при средней заработной плате 250 руб. - Прим. авт.). Отчитал я его, значит, а он всю вину на директора совхоза свалил

: - А вы знаете, меня наш директор заставил пьяным за руль сесть. Мы уже подсчитали голоса на участке, а потом выборы отметили. Ну он велел подвезти его родственника к остановке...

А тогда ведь действовало положение, по которому начальник, допустивший пьяного водителя за руль, несет такую же ответственность, как и его нетрезвый подчиненный.

Приехали к директору совхоза. Было видно, что руководитель и сам под хмельком.

- Товарищ директор, мы тут вашего пьяного водителя задержали. Это вы его послали?

- Да, я. А что тут такого?

Тогда я попросил директора подбросить нас с напарником до Минска: машина, дескать, в столице осталась. Он согласился, и я сел за руль его "уазика". По дороге начинаю объяснять: "Товарищ директор, вы допустили к управлению водителя в нетрезвом состоянии. Это на вас налагает такую-то ответственность". Он в ответ начал меня материть. Завелся директор не на шутку, кинулся с заднего сиденья на меня, и мы чуть в кювет не перевернулись. К счастью, сидевший рядом со мной сотрудник-богатырь скрутил директора. Но тот в угрозах не стеснялся

: - Да я погоны с вас посрываю, вы на работу ко мне конюхами проситься будете! Вы что, не знаете, что я - номенклатура ЦК!

От медицинского освидетельствования в больнице директор отказался наотрез. Пришлось везти прямиком в "дежурку" МВД. Я доложил дежурному: "Так и так, задержали пьяного водителя. Грозится, что он пойдет сейчас жаловаться в ЦК". Полковник позвонил в приемную ЦК, а там в ответ: "Извините, но некогда с пьяницами разбираться. Вы уж там сами делайте, что по закону положено". Пришлось мне составлять протокол. На просьбу ознакомиться с ним директор совхоза пришел в ярость.

А в понедельник, как только я пришел на работу, мне позвонил заместитель начальника ГАИ области и попросил "замять" дело в отношении этого "хорошего человека". Но ни о каких "замять" не могло быть и речи. Тем более что через пару дней была опубликована статья: "Я - номенклатурный!". Начались разбирательства, в результате которых директора от работы отстранили.

- А как в те годы было со мздоимством среди работников ГАИ?

- Не хочу, чтобы вы восприняли это за бахвальство, но мы постоянно опрашивали водителей и пешеходов (причем не только наших, но и зарубежных) о действиях своих работников. Они всегда говорили, что инспектору взятку не дашь, если и захочешь. У нас с мздоимцами всегда велась бескомпромиссная борьба. Но, конечно, случались и нарушения. Даже осуждены были несколько наших инспекторов.

Как-то в 1976 году один наш работник рассказал, будто пообщался с человеком, который якобы купил права. Я спрашиваю: "У кого купил?" Он отвечает: "Да вроде в городской ГАИ..." Я попросил его, чтобы он вышел на контакт с этим "дельцом" и расспросил его поподробнее. Не прошло и недели, как удалось вычислить сотрудника, проворачивающего эти махинации. Оказалось, один работник экзаменационной комиссии купил себе подержанную машину. А с гаражами тогда было сложно. Приятель предложил милиционеру временно перекантоваться у себя в гараже. Тот настолько обрадовался, что забыл уточнить, что же от него требуется в качестве благодарности. А требовалось время от времени "содействовать" в получении водительских прав на чье-либо имя.

Словом, вскоре мы взяли этого сотрудника с поличным. Его, конечно же, сразу уволили и судили за злоупотребление служебным положением.

И все-таки подобных случаев на моей памяти - единицы.

В 70-е годы в Беларуси насчитывалось около 300 - 400 тысяч автомобилей. В 2001 году в республике числилось 1.867.522 машины, из них 1.497.620 - в личном пользовании, 369.902 - в служебном.

По численности установленных противоправных деяний Государственная автомобильная инспекция Республики Беларусь среди всех подразделений органов внутренних дел является одной из самых "некриминальных". За 6 месяцев 2002 года в ГАИ было выявлено 3 факта взяточничества. За совершение преступлений осуждены 3 сотрудника Госавтоинспекции. В совершении преступлений подозреваются 16 сотрудников.

Беседовал

Александр ЛАСТОВСКИЙ, специальный корреспондент службы информации УИОС МВД.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter