Белорусские агроэкоусадьбы нашли способ заманить к себе даже новозеландцев

«Петушки» и бренды навязывать не будем»

Нет моря, солнца, Акрополя или Эйфелевой башни? И все же наши агроэкоусадьбы нашли способ заманить к себе даже новозеландцев

Цыплят по осени считают, а мы посчитаем, насколько удачным — в цифровом выражении — сложился сезон январь—сентябрь 2014-го для наших агроэкоусадеб. Вполне, как оказалось, успешно. Если в прошлом году свои услуги туристам предлагала 1881 действующая усадьба (на сумму 74 миллиарда рублей),то в этом не менее 1980 (на сумму более 110 млрд. рублей). И, как свидетельствуют областные общественные советы по агроэкотуризму, число туристов выросло за прошедшие 9 месяцев 2014-го в сравнении с таким же периодом 2013-го на 20 процентов. Неспроста Президент Александр Лукашенко во время недавнего визита по агроэкоусадьбам Минской области подчеркнул, что развитие агроэкотуризма поможет реанимировать неперспективные деревни. О формуле успеха сельского туризма, и не только, беседуем с директором Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадимом КАРМАЗИНЫМ.

— Вадим Петрович, агроэкотуристический бизнес столь впечатляющими темпами развивается во много потому, что владельцы усадеб освобождены от подоходных налогов и платят за свою деятельность всего одну базовую величину в год...

— Все правильно. Но хотел бы заметить, что взрывной характер развития этого бизнеса прекратился. Одна из причин в том, что в 2010 году в 372-й Указ «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» внесено дополнение, по которому разрешено сдавать гостям не пять комнат, а десять. И тогда уже действующие усадьбы начали укрупняться. Другая причина — рынок насыщен. Турист стал разборчивее. Он хочет, чтобы в усадьбе, помимо питания, ему предложили дополнительные услуги, экскурсии, концерты. Рынок поделился с учетом специализации. Так, некоторые усадьбы сейчас переходят на оздоровительную тематику, там и прокат лодок, и катание на лошадях, посещение спортобъектов. Кто-то выбрал кулинарную тематику, кто-то ремесла, фитотерапию.

— Государство делает немало для развития агроэкотуризма на льготных условиях. А когда же оно сможет получать от него отдачу?

— Да, сборы, которые получает государство от владельцев агроэкоусадеб, совсем мизерные. Но, думаю, не стоит считать туризм только по налогам. В мире считают и эффект мультипликаторов — деньги работают во всей стране, даже если они попали к частному владельцу. Турист тратится на визы, транспорт, еду, сувениры, какие-то покупки. И все это тоже прибыль для государства, создается его позитивный имидж. Пока отдача от агроэкотуризма выражается и в других критериях: занятость людей, благоустройство деревень, вовлечение в оборот неиспользуемого жилья, производство сувенирной продукции, ремесленничество.

— Если говорить о сертификации агроэкоусадеб, много ли добровольцев сейчас хотят получить своего «петушка» и обязательно ли это?

— Сертификация внедряется уже с 2010 года. Носит она добровольный характер, занимается этим общественное объединение «Отдых в деревне». Уже сертификат   получили более 300 усадеб, еще более 50 усадеб имеют европейский экологический сертификат, который подтверждает некую приверженность к экологическим принципам в отношении питания, размещения, ведения подсобного хозяйства.  

Сертификация бесплатна. Эксперты ОО «Отдых в деревне» после рассмотрения вашей заявки выезжают на место и присваивают от одного до четырех «петушков» (аналог гостиничных «звезд»). Например, четыре — уже богато обустроенные дома усадебного типа. Там может быть бильярд, сауна, прокат туристического снаряжения. Есть дома, где оборудованы небольшие кинотеатры. Когда клиент видит некую категорийность, у него создается впечатление о качестве той или иной услуги, поэтому сертификация только приветствуется. Самое главное, чтобы не насаждалась. Усадьбы сертифицируются по качеству и количеству предложенных услуг. Поступать в этом вопросе, как с гостиницами, мы не можем. Там жесткие нормы, начиная от квадратных метров номеров. А с жилым домом в этом плане сложнее, он мог строиться 50—60 лет назад и изначально не задумывался для приема туристов…

Равняться пока нашим усадьбам стоит на Европу. Ведь агроэкотуризм — молодое направление, которое развивается всего 8 лет. В стране-родоначальнике, Италии, толчок сельскому туризму был дан еще в 70-х годах прошлого столетия, представьте, какой путь там прошли. Кстати, развитие такого вида туризма поддержали в Правительстве после того, как увидели — люди массово уезжают из деревни. И этот процесс в Италии удалось приостановить.

— А наш агроэкотуризм призван привлечь больше иностранцев или все же повысить привлекательность жизни на селе для самих белорусов?

— Задумывался агроэкотуризм как социальный проект, чтобы помочь сельскому жителю в вопросах занятости, но и получение дополнительного дохода от оказания услуг гостям страны тоже приветствовалось. Учитывали опыт Литвы, Польши, Латвии, где он уже бурно развивался. Во всем мире потребители агроэкотуристических услуг, как правило, жители из городов. Порядка 18 процентов всех прибывших в наши агроэкоусадьбы — иностранцы. В прошлом году отдыхали туристы из 61 страны мира. Есть даже гости из Новой Зеландии, им помогла приехать к нам российская фирма, и вот теперь один день в их туристическом маршруте непременно проходит в усадьбе Минской области.

— Насколько активно агроэкотуризм развивается на базе крупных сельхозорганизаций?

— И это направление мы почерпнули из зарубежного опыта. В Израиле 90 процентов крупных сельхозпроизводителей оказывают услуги по размещению постояльцев. Когда к нам приезжали делегации из Краснодарского края, они воспринимали белорусский агроэкотуризм именно как возможность посмотреть некий цикл производства сельхозпродукции, которую можно заодно и попробовать. Но пока у нас три процента от общего количества агроэкоусадеб созданы на базе крупных сельхозорганизаций. Здесь более весомый капитал, и заниматься этим выгодно.

— Вадим Петрович, вы говорили, что каждому региону стоит создавать собственный туристический бренд. Почему процесс идет тяжело?

— По Госпрограмме развития туризма на 2011—2015 годы, каждый район страны должен иметь какой-то бренд. Вначале мы столкнулись с тем, что не было понимания, что это. Кто-то считал брендом логотип или рисунок в виде герба. Этого, разумеется, оказалось мало. Бренд — это то, с чем ассоциируют себя местные жители, чем они отличаются от другого района. Шаги в этом направлении уже есть. Ивановский район славится фестивалем «Мотыльскія прысмакі», Копыльский — обрядом «Цари», Дрибинский район — «Шаповальством». Кто-то начал фестивальные движения — вишневый, яблочный, сырный… Процесс есть, но, считаю, мы не должны навязывать брендирование для того, чтобы люди просто отчитались. Народ должен взрастить и сформировать его сам.


Виктория КОРШУК, «СГ»

korshuk@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter