Петр Явич: 100 лет со дня рождения

Человек необычной судьбы, он родился 5 сентября 1918 года в городке Терек-Шент-Миклош, ныне городской поселок Чинадиево Закарпатской области Украины. Его отец Макс Явич, уроженец Витебска, во время Первой мировой воевал в российской армии, попал в плен. 



Интернированных держали в знаменитом «замке любви» Шент-Миклош (Святой Николай), который заложил еще в XIII веке венгерский король Иштван V. Понятно, что родившийся в замке мальчик получил имя Иштван и впитал в себя окружающую красоту.

Лишь в 1926 году семья смогла возвратиться в Витебск. Здесь Иштван превратился в Петра и стал брать уроки рисования у прославленного живописца, главы витебской школы Юделя Пэна. В ученики к мастеру он попал благодаря тому, что отец мальчика помог Юрию Моисеевичу перевести статью из венгерского журнала.

С 1934 по 1938 год Петр Явич учился в Витебском художественном училище. Его наставниками были Иван Ахремчик и Федор Фогт. Его дипломное полотно называлось «Революция в Испании». 

С 1940 года он участник выставок, его карьера явно шла в гору. Но началась война, которую он прошел от звонка до звонка. Награжден орденом Отечественной войны II степени.

Вернувшись с фронта, какое-то время трудился в газете «Витебский рабочий», а с 1947 года перешел в Витебские художественные мастерские, которые возглавлял почти 10 лет.  Основная работа, которой занимались художники в этих мастерских, — написание огромных копий известных картин для Витебского железнодорожного вокзала. Это обеспечивало их гарантированной зарплатой и возможностью писать картины для себя.  

В 1949 году Явич вступил в Союз художников СССР. Оставшиеся 60 лет он прожил в Витебске, в одной и той же квартире на улице 5-й Коллективной, где и сейчас хранится большая часть его работ. Еще при жизни ему обещали именную галерею. Ради этого он подарил Витебскому художественному музею 21 полотно. Все они были представлены, уже посмертно, на персональной выставке в 2013 году. Художник скончался в Витебске 14 октября 2008 года.

Вы спросите, насколько велик след, оставленный им в белорусской культуре?

В этом еще предстоит разобраться, потому что большая часть его наследия пока хранится в семье, и, несмотря на выгодные предложения, его родные не намерены ничего продавать. Но кое-какие из его полотен давно навиду. «Девочка в голубом» хранится в Третьяковской галерее. А когда Витебский районный историко-краеведческий музей открыл выставку пополнений 2016 года, самой ценной находкой сочли написанный Явичем портрет партизана Миная Шмырева.


Батька Минай — вообще отдельная тема в творчестве художника. Кисти Явича принадлежит не только портрет 1950 года, но и полотно «Дети Миная», написанное в 1978 году. Есть у него портрет Героя Советского Союза Веры Хоружей, командира партизанской бригады им. Ленинского комсомола Даниила Райцева и других партизан и подпольщиков. А также витебских артистов, музыкантов, спортсменов, тренеров.
Это все классика «сурового стиля», как нынче модно называть соцреализм. Но искусство Явича гораздо шире.

Рамки соцреализма для дедушки были слишком узкими, — рассказывает в одном из интервью внук художника Петр Явич-младший. — Он пробовал себя в разных стилях и техниках. Но прежде всего, как и его учитель Пэн, оставался верен канонам классического искусства. У него всегда было много почитателей. Его любят и ценят в Венгрии, где он родился. К нам как-то консул этой страны приезжал. Я рассказал, что в художественном музее есть именной зал дедушки. Мы отправились туда посмотреть картины, но в зале висели работы других художников. Перед гостем было неудобно.

Петр Максович Явич не учился в творческом вузе, у него нет официальных учеников. Но он один из тех, кому Витебск обязан своей репутацией художественной столицы, своей аурой живописи, творчества и души.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter