Педагог победительницы шоу «Талент краiны» пытается отстоять зал для занятий цирковой студии

Петиции вместо репетиции

В декабре на телеканале ОНТ подвели итоги четвертого сезона «Талента краiны».  В младшей возрастной группе победу одержала 10-летняя Полина Болошенко, воспитанница детской цирковой студии «Фантазеры». Чуть ранее девочка получила спецприз фестиваля «Арена-2019», который проходил в ее родной Орше. Еще одну победу — золотую медаль Международного циркового конкурса «Мир полон чудес» — «Фантазеры» привезли в декабре из Риги. При этом ситуация в городском центре культуры «Победа» (ГЦК), где студия работает с 2005 года, сложилась парадоксальная.

С ее руководителем Светланой Равковской контракт не продлили еще в октябре. Репетировать в актовом зале, где ранее проходили занятия, юные артисты уже не могут: к ГЦК студия больше не относится. Родители бьют тревогу и всеми силами пытаются вернуть «Фантазерам» родную сцену.  История о том, как конфликт в одном отдельно взятом учреждении культуры затронул в первую очередь интересы ее талантливых детей, в материале «СБ. Беларусь сегодня».

Полина Болошенко, победительница 4-го сезона «Талента краiны», крутить хулахупы начала пять лет назад.

Дети, которые нашли себя

В 2005 году экс-спортсменку и бывшую артистку цирка Светлану Равковскую пригласили создать при ГЦК цирковую студию. Так появились «Фантазеры», где Равковская учила детей всему, что знала сама. Ребята занимались акробатикой, воздушной гимнастикой, эквилибристикой. Позже добавили жонглирование и дрессуру. С покупкой необходимого оборудования помогали родители учеников. «Фантазеры» были частыми гостями на городских мероприятиях, активно ездили по фестивалям в Беларуси и за рубежом. Студия стала сбывшейся мечтой для педагога и ее талантливых учеников. Мама одной из воспитанниц Наталья Дягтерева подтверждает:

— Подросткам в Орше пойти особенно некуда. Если бы не занятия в «Фантазерах», дети наверняка проводили бы это время на улицах, где соблазны на каждом шагу… А так они смогли найти себя. Всегда при деле, выезжают на фестивали, выступают — им нравится такая жизнь.

Принимать новое здание Светлана Равковская отказывается: нарушены правила техники безопасности.

Здесь, в цирковой студии, они чувствуют себя нужными.

В 2013 году в ГЦК назначили нового директора Светлану Борисевич. Отношения между руководителем и педагогом не задались с самого начала. Конфликт между тезками год за годом нарастал. В 2017 году Светлана Равковская первый раз получила уведомление о непродлении контракта. Тогда же в студию пришли сотрудники ОБЭП. Педагог объясняет:

— Поступило заявление, что я, мол, собираю деньги с родителей на личные нужды. Это неправда. Абсолютно все деньги шли на реквизит и костюмы.

Еще одна мама Оксана Лункина, чья дочь Эмилия уже много лет занимается в «Фантазерах», показывает бумаги:

— Мы сохранили чек на каждый метр ткани. Да, официально студия является бесплатной. Но если ГЦК финансово не помогает, в чем нашим детям выступать?



Сотрудники ОБЭП нарушений не выявили, Равковской продлили контракт еще на год. В апреле 2019-го на встречу с коллективом приезжала зампредседателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке, культуре и социальному развитию Екатерина Дулова. Тогда же директор ГЦК обратила ее внимание на подвеску под потолком: мол, в аварийном состоянии. И было принято решение приостановить занятия до тех пор, пока оборудование не будет испытано.

В это же время планировалось начать репетиции к записи «Талента краiны». Заниматься с Полиной Болошенко Светлане Равковской, с которой все же не продлили контракт, пришлось безвозмездно. Опять же встал вопрос: как репетировать номер на республиканский конкурс, если нет доступа к залу с подвеской?


Выход нашли. К конкурсу Полину Болошенко педагог готовила в арендном помещении школы, где учится девочка. Также ее мама пошла на условия ГЦК и оплатила аренду зала (в котором «Фантазеры» занимались все эти годы), ведь только там была подвеска для репетиции номера в воздухе. Чуть ранее в Оршу приезжал министр культуры Юрий Бондарь. Разобравшись в ситуации, он поручил трудоустроить педагога. Светлана Андреевна согласилась на ставку при методическом центре народного творчества и культурно-просветительской работы.

— Терять студию не хотелось. А здесь, в ГЦК, мы теперь просто гости. Заниматься в зале не можем. В нашем распоряжении только фойе и маленький кабинет. Но у нас 21 человек, какой кабинет? Мы цирковая студия, а не гимнастика на коврике!


С новым домом?

Сейчас городские власти пытаются урегулировать конфликт. Обсуждается вопрос о выделении дней и времени занятий в зале ГЦК специально для «Фантазеров». По словам начальника отдела культуры Оршанского райисполкома Сергея Горбачева, расписание будет составлено с учетом пожеланий каждой из сторон. Кроме того, студии предложили другое помещение — пространство в здании городского парка. Установили даже ферму для воздушных номеров. Светлана Равковская, однако, подписывать акт приемки работ отказывается:

— Эту ферму использовать для занятий категорически нельзя. Во-первых, она для светового оборудования. Во-вторых, в этом помещении не хватает высоты. Но самое главное — балка закреплена так плохо, что не выдержит обрывов, полетов, вибраций. В стене огромная трещина. От вибрации крепежи будут разбалтываться, и вся конструкция просто рухнет в один момент. А я несу ответственность за жизнь детей.



Директор ГЦК Светлана Борисевич, в свою очередь, надеется, что ситуация, в заложниках которой оказались не только взрослые участники конфликта, но и дети, со временем наладится:

— «Фантазеры» по-прежнему работают, но только в другом учреждении. Светлана Андреевна была уволена в связи с истечением срока действия контракта. Почему не продлили контракт? Потому что я так решила. Причины? Создание конфликтных ситуаций. Она не умеет общаться с коллегами по работе, грубит, хамит. Были профсоюзные собрания, куда мы обращались о ее некорректном отношении к техническому персоналу, коллегам по работе.


При этом профессиональные заслуги педагога Светлана Борисевич не оспаривает. А на вопрос, откуда растут корни в этой истории о взаимной неприязни двух уважаемых в Орше деятелей культуры, у директора ГЦК точного ответа нет:

— Вероятно, все от моей ответственности за свою работу. Так, например, Равковская С.А. самовольно повесила над сценой оборудование для занятий в воздухе. А по документам цирковое оборудование может быть установлено только в том случае, если не препятствует работе светового и звукового оборудования. Мы устали доказывать, что мы не враги, что работаем все вместе.  

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Идеальных коллективов не существует: даже между самыми дружелюбными сотрудниками порой может возникнуть непонимание на профессиональной или личной почве. Ситуация в Оршанском ГЦК, как нам представляется, зашла в тупик от нежелания участников конфликта решить трудовой спор рационально, без эмоций и привлечения журналистов и представителей власти. Пытаться выяснить отношения на людях — самый непродуктивный способ решения конфликта. Не продлевать контракт — законное право работодателя. Но стоит ли лишать детей, привозящих призы и награды с международных фестивалей, возможности заниматься в единственно оборудованном для этого зале?

К слову, в Витебском облисполкоме со сложившейся ситуацией хорошо знакомы. Начальник управления культуры Петр Подгурский рассказывает, что этот затянувшийся конфликт там пытаются урегулировать не первый год:

— В конце концов мы нашли решение. Студию перевели в другое учреждение, выделили новые площади. Сейчас ждем окончания работ и сертификации подвески. Надеемся, таким образом мы все же поставим точку в этой истории. Потому что дети в «Фантазерах» действительно талантливые.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter